nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Интернет-аскяризм ведется в Азербайджане и в реальной жизни. Как и в соцсетях, реальный Азербайджан в реальном времени отправляет в бан, в ЧС (черный список), порой снимает из ЧС, а кого-то так и держит в бане… Чтобы не оказаться в ЧС Азербайджана, но при этом ездить в Армению и Карабах, некоторым людям приходиться побывать фейком, менять документы… А как иначе? Ведь не знала великая певица Монтсеррат Кабалье, что в свои 80 лет окажется жертвой кибераскярских войн в реальной жизни…
Баку объявил всемирно известную оперную певицу Монтсеррат Кабалье персоной нон грата за посещение ею Нагорного Карабаха. Такое заявление сделали в азербайджанском посольстве в Испании, добавив, что испанской стороне направлена нота протеста.
В документе, в частности, говорилось, что Монтсеррат Кабалье может не рассчитывать на получение азербайджанской визы. В диппредставительстве подчеркнули, что предупреждали менеджеров певицы о последствиях посещения оккупированных территорий Азербайджана. Отметим, что 4 мая 2013 г. знаменитая оперная певица Монтсеррат Кабалье побывала в Нагорном Карабахе. Посетила местные достопримечательности, среди которых кафедральный собор Шуши — храм Казанчецоц и монастырский комплекс Нораванк. «Я нахожусь здесь, в Степанакерте, как певица. Кроме того, я представляю Организацию Объединенных Наций (еще в 1974 году она была признана почетным послом ООН, а в 1991-м — послом мира). Предлагаю вам свою руку и сердце. Это не только остров христианства, но и корень истории христианства. Я христианка с ног до головы». Это пацифистское заявление певица сделала в ответ на ноту протеста. Менеджеры же оперной дивы были далеки от пацифизма и с бурным испанским темпераментом ответили дипкорпусу Азербайджана в Мадриде, что, цитирую: «…Сеньоре Кабалье — 80 лет. Она родилась и стала петь еще до того, как на карте мира возникло государство Азербайджан».
Я вот о чем подумал: судя по реакции испанской стороны, и в частности самой Кабалье – «христианки до мозга костей», как она сама себя называет, ей абсолютно наплевать, впустят ее когда-либо в Баку или нет. Ее знает и любит весь мир. Ждут во всех 192 странах мира и еще двух десятках непризнанных государств. 192 — 1 страна = 191. Или 7 млрд населения Земли минус 9 млн населения Азербайджана… Неощутимо. А если учитывать, что далеко не все в Азербайджане согласны с решением властей занесения Кабалье в персоны нон грата, так и вовсе мы получаем результат капли в море. Считаю, что Азербайджан прежде всего выставляет себя в невыгодном свете, а не отдельных лиц.
Кстати, таких отдельных лиц, которые «забанены» Азербайджаном, всего около 10000 человек. Из них свыше 300 человек – это политические деятели разных стран мира, журналисты, деятели культуры: Аль Бано, Бернар Фурнье, Валери Буайе, Бедрос Киркоров, Константин Затулин, Сергей Маркедонов, Франтишек Миклошко, Виктор Шейнис, Стивен Паунд… Все они в разное время посещали Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику). Есть и те имена, которые Азербайджан разбанил по разным причинам. Это депутат Госдумы Сергей Митрофанов и артисты Катя Лель, Сосо Павлиашвили, Азиза, Темир Темиров… На самом деле артистов, приезжающих в Карабах, куда больше. И делается это инкогнито.
Тем не менее проблема не только в Карабахе. В Азербайджане у некоторых людей выступает пот только от того, что кто-то из армян или лиц с армянскими корнями прибывает в Баку. Подозрения ко всем. Я работаю в сфере шоу-бизнеса и по долгу профессии сталкиваюсь со многими популярными артистами, которые не могут приехать с гастролями в Баку. Это артисты армянского происхождения, среди которых Ирина Аллегрова, Авраам Руссо, Евгений Петросян, Лев Шимелов, Николай Добрынин, Ирина Отиева, Алексей Чумаков, Ксения Бородина, Гарик Мартиросян… Исключение составляет лишь Филипп Киркоров. В отличие от отца, Бедроса Киркорова, армянина по национальности, Филипп – болгарин. Видимо, это обстоятельство и то, что Филипп Киркоров исправно выполняет заказы, исполняя песни на азербайджанском языке, причина, что для этого артиста сделано исключение. К счастью, черносписочный маразм не дошел до официальных лиц. Иначе бы и министру иностранных дел России Сергею Лаврову была бы «заказана» дорога в Баку.
Вспоминается случай: пять лет назад телекомпании «Мир» пришел заказ из Баку снять 30-минутный документальный фильм о том, какими быстрыми темпами развивается Азербайджан. В программе съемок и небольшое интервью с президентом страны Ильхамом Алиевым. Сценарий утвердили. Состав творческой бригады тоже. Вылетающих в Баку три человека – собственно сам оператор, мой коллега и приятель, тележурналист канала «Россия 1», телеведущий «Утра России» Владислав Завьялов и продюсер проекта Марина Осипян. Все трое прилетели в Баку. Их встретили и сопроводили в гостиницу. У ресепшена пришлось задержаться. К Владиславу подошли двое уполномоченных из пресс-службы президента Азербайджана и вежливо попросили Марину Осипян вернуться обратно в Москву из-за ее армянского происхождения. Марина, конечно же, знала об армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха, однако, будучи коренной москвичкой, не могла представить, что к ней, хрупкой женщине, этот конфликт 25-летней давности в современном государстве может как-то относиться. Все споры и переговоры между сторонами ни к чему хорошему не привели. Марина оставила своих коллег в Баку, сама же вернулась первым рейсом в Москву. Азербайджанскую сторону даже не убедили слова Влада, что Марина — главное лицо предстоящего документального фильма об Азербайджане. Она продюсер. И может ничего не состояться без нее. Но и тут тщетно. Марина вернулась. Фильм состоялся. И состоялся он потому, что Марина Осипян умная, хорошо воспитанная женщина. К творчеству своему отнеслась с ответственностью и выполнила свою работу хорошо, даже несмотря на то как к ней отнеслись в Баку. Но есть и плюс: по словам Марины, никогда прежде она не задумывалась о своей национальности. Но после случая в Баку, она гордится, что армянка. Гордится, что именно ее народ заставляет от одного только окончания «-ян» трястись колени взрослых дядек в галстуках в Баку.
Азербайджан сам настраивает против себя иностранных журналистов. И дело не только в «-ян», но и в объективизме. Дошло до того, что международная организация в защиту прессы «Репортеры без границ» выразила озабоченность в связи с действиями властей Азербайджана, ограничивающих работу журналистов при освещении Карабахского конфликта. «Журналисты должны быть свободны в выполнении своей работы и свободно передвигаться без получения разрешения с какой-либо стороны. Составление черных списков журналистов недопустимо и неэффективно», сказано в пресс-релизе организации.
Первый скандал разгорелся вокруг заместителя редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергея Бунтмана, который был внесен в «черный список» азербайджанского МИД за посещение Нагорного Карабаха. Во время своего визита Бунтман встретился и взял интервью у президента Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяна и других высокопоставленных лиц.
Через некоторое время из Баку была депортирована фотокорреспондент агентства Bloonberg Диана Маркосян просто из-за того, что является армянкой по национальности. Комитет по защите журналистов выступил с осуждением дискриминационной политики властей Азербайджана в отношении Дианы Маркосян. Через несколько дней последовал запрет на въезд в Азербайджан корреспондента популярного российского издания «Известия» Юрия Снегирева за его посещение Нагорного Карабаха, куда журналист направился с целью освещения обстановки в регионе после провала саммита в Казани.
Кроме того, власти Азербайджана депортировали из Баку группу шведского телевидения из-за их желания снять митинг оппозиции. А корреспонденту газеты New York Times было отказано в азербайджанской визе из-за того, что в своих прежних материалах она критиковала Азербайджан.
И последний характерный случай: корреспондент известного американского издания The Washington Post Уилл Ингланд стал объектом критики азербайджанских СМИ из-за статей, посвященных Нагорному Карабаху. На критику в свой адрес западный журналист просто ответил, что цель его поездки в НКР заключалась в стремлении описать ситуацию на местах и образ жизни населения Карабаха. Более того, корреспондент пояснил, что столица Нагорно-Карабахской Республики десятилетиями называется Степанакерт, а не Ханкенды, как утверждают азербайджанцы.
А вот журналисты телеканала Euronews, побывавшие в НКР и подготовившие материал о реальной повседневной жизни местного населения, «не вдавались в политические и исторические подробности карабахского конфликта», поэтому освещать позицию азербайджанской стороны в репортаже было неуместно, заявил главный редактор телеканала Питер Барабас и согласился на аналогичный репортаж из Азербайджана, но «с теми же условиями, с какими мы просили армянское правительство, – что материал будет основан только на нашей редакционной политике и руководящих принципах», – заявил П. Барбас. Все помнят, чем потом закончилось интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева журналистке телеканала, назвавшей его «средневековым монархом». После этого скандального интервью двери авторитарного режима в Баку для западных журналистов были закрыты надолго.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики
«Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *