nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Армения в этом году номинировала на включение в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО лаваш и связанные с ним традиции.
По словам замминистра культуры Арев Самуэлян, окончательная форма заявки под названием «Лаваш: приготовление, значение и культурное проявление традиционного армянского хлеба» уже готова и будет рассмотрена на заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО в Париже.
«Иран также может включить искусство приготовления лаваша в список ЮНЕСКО», – заявил в интервью иранскому информагентству ИРНА заведующий отделом регистрации культурных ценностей Иранской организации культурного наследия и туризма Фархад Назари. Касаясь бурных обсуждений этой темы, он также отметил: «То, что Армения хочет включить лаваш в список ЮНЕСКО, не означает, что Иран не может сделать то же самое. Существует ряд нематериальных культурных ценностей, которые распространены в разных странах. Лаваш – армянское слово, и родиной этого вида хлеба является и Армения».
Не остались в стороне Азербайджан и Турция. Эти страны также заявили, что представят заявки в ЮНЕСКО. Ученые всерьез заговорили о необходимости проведения специальной конференции.
«Согласно Армянской советской энциклопедии, слово «лаваш» состоит из древнеармянских корней лав (хороший) и (х)аш (еда). Это чудо природы – лаваш, тонкий, как пергаментный лист древнего манускрипта, – возникло на армянской земле и распространилось по всему свету вместе с армянами-странниками, – рассказывает этнограф Хорен Григорян. – На сегодняшний день очень трудно найти такой уголок, где бы не продавался вкусный армянский лаваш. А как же возник лаваш? На этот счет есть красивая легенда.
В древние времена Арменией правил царь по имени Арма. Случилось так, что в одном из сражений он оказался в плену у ассирийского царя Носора. Победитель поставил следующее условие: «Ты десять дней останешься без хлеба, будешь голодать. А на одиннадцатый – мы будем с тобой состязаться в стрельбе из лука. Если победишь, отпущу невредимым, ты вернешься к своему народу с подарками, достойными царя». На следующий день царь Арам потребовал принести из армянской армии, которая стояла у границ Ассирии, его самый красивый панцирь. Гонцы-ассирийцы поспешили в путь.
Армяне сразу же догадались, что царь их намекает на что-то, и, чтобы выиграть время, на всю ночь задержали гонцов, ведь им нужно было подумать. На рассвете ассирийцы отправились в обратную дорогу и привезли царю Араму панцирь. Никто из них не знал, что в броне был спрятан тоненький-претоненький хлеб. Да, в те времена никто и не слышал о лаваше, поэтому как можно было догадаться, что в панцирь можно спрятать хлеб? Арам взял панцирь, а потом заявил вдруг, что не этот панцирь самый красивый. Что ж тут поделаешь? Снова послали гонцов, и те снова принесли новый панцирь. Этот тоже не понравился царю. Так гонцы в течение десяти дней приносили каждый раз лаваш, не ведая о том, что делают.
На одиннадцатый день Носор и Арам вышли на стрельбище. Ассириец был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, потерял силы и дух, а главное – меткость глаза. Но случилось чудо! Арам победил и с честью возвратился в свою страну. Его спас армянский хлеб. Вернувшись, царь приказал, чтобы отныне по всей стране пекли лаваш вместо других видов хлеба».
Притязания Турции на лаваш абсолютно необоснованны и беспочвенны.
Наши предки пекли лаваш в тонире, и этот ритуал во многих деревнях сохранился до наших дней. Его готовили на несколько месяцев и хранили в маранах. О каких тонире и маране может идти речь у турок-кочевников? Что касается Ирана, то, по всей видимости, они имеют в виду довольно толстую и небольшую лепешку, которую называют лошаком.
«Это совершенно другой хлеб, который готовят по иному рецепту, с добавлением дрожжей и сахара, – говорит председатель общественной организации по сохранению и развитию армянской кухни Седрак Мамулян. – А настоящий лаваш – это вода, пшеничная мука и соль. Больше ничего».
Кстати, известный российский специалист в области пищевой промышленности Дмитрий Зыков, сравнивая сорта пшеничного хлеба и критически оценив белые батоны из муки высшего сорта, подчеркивает: «Гораздо лучше армянский лаваш. Его делают без дрожжей, а тесто очень тонко раскатывают. Структура лаваша плотнее, и углеводы из него поступают в кровь медленнее, что весьма полезно для здоровья. Если поехать в любое армянское село, то можно убедиться в этом. Я уж не говорю о технике изготовления лаваша, которая на протяжении веков передавалась из поколения в поколение. Ничего подобного вы не увидите ни в иранских, ни тем более в турецких селах. Более того, мы очень часто получаем приглашения из Турции на работу. В основном требуются специалисты по изготовлению лаваша. По-моему, это самый исчерпывающий ответ на притязания Турции. И еще. Всем известно, как некоторые страны добиваются регистрации в ЮНЕСКО. В конце концов, даже если эти страны добьются регистрации, вряд ли что-то изменится. Ведь истина одна, и вряд ли ее можно переписать».
Тигран МИРЗОЯН,
«Голос Армении»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *