nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Аршалуйс (Аркадий) Саркисович (Сергеевич) Хачикьян родился в 1923 году в селе Крым Мясниковского района. По окончании 7-летней сельской школы продолжил обучение в школе № 16 в Ростове-на-Дону. Но вскоре началась Великая Отечественная война. На 20-й день войны был мобилизован в армию и стал курсантом военно-авиационной школы, дислоцированной в Ростовской области. Вскоре из-за сложившейся неблагоприятной обстановки на южном участке советско-германского фронта школу расформировали, а всех курсантов перевели в пехоту. Аркадий Сергеевич был назначен командиром пулеметного отделения 62-й механизированной бригады. Участвовал в Сталинградской битве, получил два ранения, одно из которых тяжелое.

Из воспоминаний А.С. Хачикьяна: «После непродолжительной переподготовки мы были переброшены в Сталинград, где шли кровопролитные бои с наступавшими и даже вышедшими на одном участке к Волге войсками противника. Это был тяжелейший период для нашей страны, ибо захват Сталинграда фашистами должен был послужить сигналом для нападения Японии на наши дальневосточные границы, а Турции — на южные.

Мы перебрались из района Саратова на правый берег Волги и растянутым пешим строем тронулись в путь. Нам предстояло за трое суток сделать марш-бросок на 180 км. Стояла сухая, жаркая погода. Наши гимнастерки от пота были мокрые, а у многих от долгой ходьбы появились потертости на ногах. На третьи сутки, вдобавок ко всему, стали ощущать еще и потребность в еде. Особенно это коснулось тех, кто нерасчетливо отнесся к своему сухому пайку. На протяжении всего пути движения нашей колонны над нами на большой высоте кружили немецкие самолеты, которые разбрасывали листовки с обращением к нам. Суть их сводилась к тому, чтобы мы прекратили воевать и переходили на их сторону, за что нам будет гарантирована жизнь. Шла вторая половина третьего дня нашего походного марша, усталые и голодные, мы вдруг заметили, что у головной части нашей колонны остановились две легковые машины, ехавшие на встречном направлении.

Подойдя к ним поближе, мы увидели человек 6-7 в военной форме в званиях высшего командного состава — майоры, подполковники, все вооруженные автоматами, и среди них знакомое нам по фотографии лицо Н.С. Хрущева. Он ведь до войны был первым секретарем ЦК ВКБ Украины. В тот момент он являлся членом Военного Совета Сталинградского и Юго-Восточного фронтов. Между Никитой Сергеевичем и нами завязалась очень свободная, лишенная всякой натянутости беседа. Он живо интересовался нами, расспрашивал, кто из каких мест, справлялся о самочувствии. На вопрос: «Не голодны ли?» мы промолчали, а он на это отреагировал полушутя: «Я же вижу по вашим глазам, что вы голодные. Вот придете в пункт назначения, вас накормят, отдохнете, приведете себя в порядок. Даже какое-то время сможете потренироваться на стрельбище, чтобы без промаха бить врага». Далее он вкратце перешел к обстановке на Сталинградском фронте и продолжил: «В ближайшее время мы начнем контрнаступление на северном и южном флангах, где расположены румынские вой-ска. Мы планируем нанести решающие удары именно против этих легкоуязвимых флангов немецко-фашистских войск. На вас возлагается почетная историческая миссия — быть активными участниками этого величайшего сражения по разгрому врага у волжской твердыни и далее освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков. Желаю вам успехов в решении этой задачи». После этих слов он и его коллеги сели в автомобили и поехали дальше.
В ходе начавшегося контрнаступления наших войск под Сталинградом по Юго-западному, Сталинградскому фронтам, при активной помощи Донского фронта, уже на четвертые сутки удалось замкнуть кольцо окружения. В котле оказались 22 отборные дивизии и 160 отдельных соединений противника, которые вскоре были разгромлены».

«Иногда дед рассказывал о войне. Был момент, когда немецкий снайпер одного за другим убивал пулеметчиков, а дедушка вычислил, что стрельба велась из-за разбитого комбайна. Он кинулся к пулемету и подавил огневую точку противника. А когда пошли в наступление, увидели, что за комбайном лежал убитым огромный двухметровый немец. При минометной атаке противника дедушка был ранен в живот и чудом выжил, благодаря помощи сослуживцев, которые вовремя успели донести его до санчасти. Дед рассказывал, как врачи боролись за его жизнь в это непростое военное время, и он проникся уважением к этой профессии, да и дядя его Арутюн Хачикян был военным врачом на фронте. Все это и огромное желание помочь людям, сыграло ключевую роль в выборе им профессии», — рассказывает внук, Тигран Хантемерян. Так офицер советской армии Хачикян после демобилизации в 1950 году стал студентом Ростовского мединститута. Во время учебы, чтобы подзаработать, он грузил и разгружал вагоны. «В 1952 году, когда он был на 2 курсе, женился на моей маме, которая работала акушером-гинекологом в ЦГБ, — говорит дочь, Галина Аркадьевна Хантемерян. —
В 1953 году появилась я, а через три года, когда папа окончил мединститут, ему предложили на выбор место работы — в Анапе или в станице Староминской Краснодарского края, а так как Староминская была ближе к Ростову, родители выбрали ее. В сезон отпусков у нас всегда были гости из Крыма, Чалтыря, которые по пути на море часто останавливались у нас. Родители мои были гостеприимными людьми и всегда были рады им. Любая хорошая весть с родины была им приятна.
Здесь, в Староминской, отец развернул бурную деятельность, поскольку по-другому он жить не умел. А со временем Староминской и Каневской районы объединили, и папа был назначен главным врачом объединенного Каневского района. Отец был очень энергичным человеком, и вскоре, узнав, что в станице Привольная, что под Каневской, есть источники, предложил отправить эту воду на анализ в Пятигорск или Кисловодск для определения ее полезных свойств. Ответ был положительный, а вскоре там открыли водолечебницу. А через 10 лет Каневской район благодаря его усилиям стал всероссийской школой передового опыта по организации медицинского обслуживания сельского населения в России. Оснащение отделений, вспомогательно-диагностической службы было, как в первоклассном городском медучреждении. За большие заслуги в охране здоровья населения и умелое руководство папа был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знаком Почета и нагрудным знаком «Отличнику здравоохранения» (СССР). Со всей страны приезжали в Каневскую, где мы жили, получить опыт передовой ЦРБ. Тогда отцу сказали: «У вас такой большой опыт, поделитесь им», и он поступил в заочную аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института по организации здравоохранения и социальной гигиене имени
Н.А. Семашко, успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1971 году. А в 1974 году за успехи в развитии здравоохранения ему было присвоено почетное звание «Заслуженный врач РСФСР».

Папа занимался своей общественной работой, а ангелами-хранителями очага были мама и бабушка. Помню, как в детстве нам с сестрой мама говорила: «Тихо. девочки, папа занимается». Старались не мешать и не отвлекать его.
Не секрет, что мы хотели вернуться в Ростов, где папе предложили должность главного врача Областной больницы, но краевое руководство не согласилось, сказав: «Мы не можем расстаться с такими кадрами. И сами создадим вам все условия для работы». И его перевели в Краснодар. Там он стал главным врачом больницы ЗИПа, которую впоследствии по инициативе папы объединили со станцией медицинской помощи и переименовали в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи. Дали нашей семье 4-х комнатную квартиру.

Отца везде называли «Хачикьян-строитель», потому что он в должности главного врача постоянно что-то строил, чтобы сделать жизнь людей лучше. Видимо, он видел в этом свое предназначение на земле. Всегда говорил: «Главный врач — это врач не почетный, не кабинетный, а во всем первый, действующий». Папа всю жизнь был в работе. Приходилось решать массу вопросов. Даже здесь, в Краснодаре, где ему досталась больница в удовлетворительном состоянии, не было лифтов в пятиэтажном корпусе, приходилось пациентов поднимать на носилках, не было прачечной, белье возили за 40 км, не было столовой, отделения нуждались в ремонте, была текучесть кадров. За короткий период он построил свою прачечную, больничную аптеку, столовую, чтобы персонал мог там питаться, был расширен операционный блок, выделено 250 мест для медперсонала в общежитиях города, квартиры для иногородних медиков, сумел сделать ремонт во всех отделениях. Особо хочется рассказать об инициативе и личном вкладе папы, отнюдь не финансовом (многочисленные хождения по разным инстанциям, поездки), в строительство семиэтажного лечебно-диагностического корпуса. Все были поражены, ведь все это он сделал без краевого финансирования, а на средства заводов-миллионеров, с директорами которых сотрудничал. И до последнего своего дня говорил: «Это мой памятник при жизни».

Папа был автором более 60 научных работ, разработал и внедрил ряд рациональных, оригинальных прогрессивных методов и форм организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, что высоко оценили в министерстве здравоохранения края и РСФСР. За работу в этом направлении в 1976 году он был награжден серебряной медалью ВДНХ.
Несмотря на то, что у него был служебный автомобиль, на работу он ходил пешком, а это примерно
4 км до больницы, и так каждый день. Один раз я тоже привязалась к нему, когда преподавала в мединституте. Помню, у меня была сумка с бумагами, и я на высоких каблуках, а учебная база находилась на территории больницы. Это надо было видеть. А вечером услышала, как он сказал маме: «Я думал, что после первых сто метров она отстанет. Но она умница, выдержала весь путь». Мама и папа часто говорили: «Мы спокойно живем и спим, потому что знаем, что за нами нет грехов».
Всю жизнь я видела, как мои родители работали в медицине. И мы с сестрой, когда окончили Кубанский мединститут, тоже посвятили себя этой профессии. Когда мой сын Тигран окончил школу, дед ему сказал: «Я хочу, чтобы ты продолжил нашу династию врачей», и внук послушал его. Сейчас он работает врачом-урологом в родной больнице своего деда.
За всю жизнь к отцу было множество обращений за помощью, а отказывать было не в его правилах. С 1974 по 1986 год папа проработал в этой больнице, и до сих пор его там тепло вспоминают. В 1998 году губернатор Краснодарского края Н.И. Кондратенко вручил папе медаль «За вклад в развитие Кубани — 60 лет Краснодарскому краю» I степени».
Надо сказать, что дочь Аркадия Сергеевича — по образованию тоже медик, как и родители она всегда протягивает руку помощи людям, обратившимся к ней, это я знаю не понаслышке.

Внук нашего героя, Тигран Хантемерян говорит: «С самого детства, я видел, как дедушка целыми днями был на телефоне, ему звонили, к нему приходили за помощью, и он никому не отказывал. Эту атмосферу я впитал с детства, и естественно, он хотел, чтобы я продолжил врачебную династию, и, когда я выбрал путь врача, он сильно обрадовался. Тогда я ему пообещал, что обязательно буду работать в той больнице, которой он руководил много лет. К сожалению, он не дожил до этого момента, но я сдержал данное деду обещание.

Он всегда интересовался историей армянского народа и эту любовь привил мне. С малых лет дед водил меня в армянскую церковь, которая была рядом с домом, бывали и в армянской общине. Каждый год 24 апреля мы ходили на траурное мероприятие, которое проходило на территории церкви, то есть с ранних лет прививал любовь к армянскому народу, но при этом не забывал нашу малую родину — Чалтырь, Крым. Благодаря дедушке я стал учить язык, читать книги о культуре, истории нашего народа.

Когда на втором курсе учебы в институте пришли из Центра национальных культур и предложили студентам принять участие в армянском танце «Кочари», я первый вызвался. Помню, как в народном костюме под армянскую зурну танцевали этот танец, а потом я показал фотографии и видео с этого мероприятия дедушке, он сильно обрадовался и с гордостью сказал: «Я воспитал своего внука так, как хотел».

Добрые воспоминания связаны с Аршалуйсом Саркисовичем и у семьи его двоюродного брата, заведующего инфекционным отделением Мясниковской ЦРБ Вячеслава Захаровича Хачикяна: «Аркадий Сергеевич пользовался большим авторитетом в Краснодаре. И когда с моей дочерью Галиной мы поехали в Краснодар на собеседование перед поступлением в институт, мы, естественно, заехали к Аркадию Сергеевичу, и он нас познакомил с ректором. Проведя собеседование, ректор сказал: «А что вы еще раз будете приезжать? Тем более путь не близкий». Посадил мою дочь за компьютер, и она сдала экзамен. Вот такое уважение было к моему двоюродному брату. А когда встал вопрос жилья, Аркадий Сергеевич сказал: «Как где будете жить? Только у нас». Каждый год он приезжал в Крым и обязательно заезжал к нам. Наши встречи всегда проходили в теплой атмосфере. А однажды он обмолвился, что хочет встретиться со своими одноклассниками — Лусегеном Поповяном, Арменаком Корманукяном и другими. И в один из его приездов в Крым я организовал ему такую встречу у нас дома. Пригласил его друзей, жена накрыла на стол, были радостные объятия. Было видно, что они получали истинное наслаждение от общения друг с другом, от воспоминаний, которые нахлынули на них. А один из гостей — Лусеген Поповян — прочитал свои стихи, посвященные Аркадию Сергеевичу. Каждый из друзей прошел войну, а затем достиг вершин в своей профессии в мирной жизни, и я радовался за них.

Он считал, что нужно делать добро. Всегда с теплотой относился к детям, к внукам особенно, а Тиграна называл: «Тигран Великий» и очень им гордился.

Брат был очень скромным человеком, никогда не навязывал нам свое мнение. Казалось бы, занимал довольно-таки солидное положение в городе, главный врач больницы скорой помощи, которую он вывел на такой серьезный уровень, но никогда никакого высокомерия в нем не было. Порой я удивлялся его скромности. В любое время дня и года, когда мы к нему приезжали, видели, что он самозабвенно занимался делами больницы. Это был настоящий человек, который продолжает оставаться в нашей памяти».

За свою жизнь Аршалуйс Саркисович Хачикьян успел многое сделать. Это был человек, по праву заслуживший все свои ордена и регалии, он жил как настоящий мужчина: защищал Родину, строил, лечил. Память о нем будет хранить в своих сердцах не одно поколение.

Яков ЧУБАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *