nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Народный артист РСФСР Мартын Христофорович Лусинян в феврале 1977 года отмечал свой 80-летний юбилей. Это был счастливый день веселого человека. Он шутил, улыбался, принимал поздравления. На имя юбиляра в Краснодарский театр пришло много приветственных телеграмм от мастеров искусств страны, творческих коллективов.

Из Звездного городка пришло письмо. Вот его текст: «Уважаемый Мартын Христофорович! От имени летчиков-космонавтов СССР, от меня лично примите самые искренние и сердечные поздравления по случаю 80-летия со дня рождения, 60-летия творческой и общественной деятельности и 30-летия работы в Краснодарском театре оперетты. Желаю Вам, дорогой Мартын Христофорович, космического здоровья, дальнейших творческих успехов». Письмо было подписано летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза В. Горбатко.

Мартын Христофорович Лусинян родился в 1896 году в Ростове-на-Дону. Его отец, Христофор Христофорович Норлусинян, – уроженец села Крым Новонахичеванской-на-Дону армянской колонии. Был крестьянином, пахал землю, выращивал хлеб, как и все его односельчане. В 1894 году переехал с семьей в Ростов-на-Дону, устроился весовщиком на хлебные ссыпки Собко. Умер в 1927 году. Мать, Устиния Тарасовна, была домохозяйкой. Она умерла вместе с бабушкой во время эпидемии холеры в Ростове-на-Дону 10 июня 1922 года.

Мартын Христофорович учился в Армянской духовной семинарии, которую не окончил из-за отсутствия средств к существованию.

Начало своей сценической деятельности Мартын Христофорович относит к периоду учебы в школе, где он играл в ученическом оркестре на мандолине.

Его профессиональная деятельность в театре началась в 1911 году. 15-летний юноша поступил в армянскую драматическую труппу в Нахичевани-на-Дону. Руководили ею ныне народные артисты Армянской ССР Арменьян и Абельян.

Эта армянская труппа в те времена ставила драматические произведения и национальные музыкальные комедии. Мартын Христофорович писал в своих воспоминаниях об этом периоде своей жизни: «Меня пригласили в эту труппу в качестве музыканта для оркестра народных инструментов. Однажды не было действующего лица в пьесе «Мадам Икс», и мне дали маленькую роль полицейского Казимира Жан-Фонтена. По отзывам товарищей, я удачно справился с этой ролью, которая определила мою дальнейшую судьбу в театре, который я безгранично и самозабвенно любил. Так я стал профессиональным актером. Вот так складывалась судьба многих актеров в дореволюционной России». И далее Мартын Христофорович вспоминает: «Публика ходила только на знаменитых гастролеров – Павла Орленева, Папазяна, братьев Адельгейм… А мы были так… антураж!.. Нашего брата, артиста, как говорится, в приличные дома не пускали. Вот вам пример из театра того времени. Ждем на гастроли Ваграма Папазяна. В «Отелло», конечно. Как водится, шлем телеграмму: «Приезжайте пораньше. Необходимо прорепетировать, уточнить мизансцены». А он в ответ: «Мизансцена одна: все кругом – я посередине». Что вы думаете, так и играли».

В армянской труппе молодой актер проработал до 1916 года, после чего четыре года, до 1920-го, работал в армянском театре драмы и оперетты под управлением А. Шаэна на Северном Кавказе.

С 1920 по 1925 годы Лусинян работал в Ростове-на-Дону в театре оперетты. В то время он принимал деятельное участие в создании Армянской музыкальной комедии. Режиссировал, много оперетт перевел с русского языка на армянский.

С 1925 по 1929 годы работал в оперетте под управлением Медведева.

С 1929 по 1930 годы Лусинян выступал в оперетте Чугоненко. С 1930 по 1939 годы он работал чтецом-ведущим в филармониях: Ростовской, Бакинской, Пермской, Свердловской, Тульской. С 1939 по 1941 годы работал в Краснодарском театре музыкальной комедии.

С 1941 по 1944, в годы Великой Отечественной войны, Лусинян работал в Сталинском театре им. Артема, находившемся в эвакуации в Казахской ССР. С 1944 по 1947 годы Лусинян в Ворошиловградской оперетте. С 1947 по 1948 годы работал в Ереванском театре оперетты.

В 1948 году Лусинян вновь вернулся в Краснодарский краевой театр оперетты, где радовал зрителей своей игрой до конца жизни, до 1983 года.

Люди старшего поколения хорошо помнят роли, сыгранные Мартыном Христофоровичем в театре. Это Попандопуло в «Свадьбе Малиновке», граф Кутайсов в «Холопке», Богдан Сусик в «Трембите», боярин Тюфякин в «Девичьем переполохе», трактирщик Богомолов в «Огоньках», дядюшка Крыжан в «Где-то на юге», милый Пеликан в «Принцессе цирка» и высокомерный князь Воляпюк в «Сильве». Да разве можно перечислить все образы, созданные артистом…

Светлана Хачикян

Один ответ

  1. Добрый день!
    Очень Хочется побольше узнать о Мартыне Христофоровиче. Фотографии письма, может видео есть?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *