nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Вот уже почти 100 лет как Азербайджан находится во фрустрации поиска своей истории, национальной идентичности. Не секрет, что каждой молодой нации, молодому государству не просто хочется иметь собственную старину глубокую, но и наполнить эту старину всяко-разными империями, метрополиями, набегами, победами, героями… Словом, порождать мифы, забывая о том, что миф впечатляет тогда, когда он накладывается на пласт былин.

Мифотворчеством Азербайджан начал заниматься в 90-х гг. прошлого столетия. Былинами для него послужил «карабахский вопрос». Однако со временем, уже в «нулевых годах», азербайджанские мифологи пошли дальше – стали претендовать на Республику Армению (в качестве «Западного Азербайджана»), Дагестан (в качестве «северного Азербайджана»), восток Грузии, север Ирана, запад… Короче говоря, на все стороны света вокруг себя. И неспроста! Мифом для таких притязаний послужила…. Сефевидская империя, которую в Азербайджане принято считать «азербайджанским государством». Но кто такие сефевиды?
Начнем с того, что в мировой академической науке, – да и каждому школьнику известно, – Сефевидская имерия подразумевает, прежде всего, Иран, историю Ирана. И государственным языком СИ был персидский. Ни о какой «азербайджанской империи» миру не известно. Доводы о том, что Сефевидская империя азербайджанская, а никакая не персидская, а Ереван находится в «Западном Азербайджане», исходят от того, что основатель империи сефевидов Исмаил I Сефеви был тюрком. А раз тюрком, значит азербайджанцем. Железная логика! Не в обиду якуту и татарину.
Что ж, давайте вспомним шаха Исмаила, которого все мировые энциклопедии и словари называют именно персидским шахом, а не азербайджанским. Кем был по происхождению Исмаил по отцовской линии, до сих пор нет единого мнения. Одни пишут, что род его курдский, как в «Энциклопедии ислама», другие склоняются к арабскому происхождению родословной шаха, как у З.В. Тогана в «Sur l’Origine des Safavides, «In Melanges Louis Massigno». Третьи утверждают, что Исмаил был персианином или происходил из ираноязычного народа, как в работе профессора Б. В. Миллера «Талышский язык и языки азери» или, у Barry D. Wood, «The Tarikh-i Jahanara in the Chester Beatty Library», четвертые – от тюрок, как пишут сами азербайджанцы и ряд советских авторов, наделявших в советские годы историей новообразованный советский народ азербайджанский. Это касаемо рода отцовского. По материнской же линии Исмаил I имел туркменские и греческие корни, если учитывать, что мама Исмаила Алим-шах Бегим была дочерью туркомана Узун-Хасана и внучкой последнего трапезундского императора Иоанна IV Комнина.
Далее, собственно, о самих гражданах сефевидского государства и его основателях: во многих источниках говорится, что первая генеалогия Сефевидов была написана ибн-Баззазом в 1358 году в книге «Савфат аз-Сафа». Согласно ей, род Сефевидов шел от курда по имени Фируз-Шах Зарин-Колах. Однако так же известно, что придворным большинством Сефевидского государства были кызылбаши. Изначально это было объединение тюркских кочевых племен устаджлы, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели, каджар и др., чьи истоки происходили из Средней Азии. Конкретнее, из территории современного государства Туркменистан. Если допустить, что современные азербайджанцы это те самые племена, – а это так и есть, – то автохтонность азербайджанцев в Закавказье разбивается в пух и прах. Но любопытно другое: со временем понятие «кызылбаши» распространялось не только на тюрок, но и на все население Сефевидской империи. Иначе говоря, разные по этническому составу народы, среди которых тюрки, персы, армяне, ассирийцы, грузины, талыши, афганцы и пр., населявшие СИ, именовались «кызылбашами». Особенно это было распространено среди осман. Кстати, в наше время в Турции «кызылбашами» именуются представители секты алеви, большая часть из них не имеет тюркских корней и состоит из армян, заза, курдов и пр. Это еще одно доказательство того, что кызылбаш не значит тюрок и уж тем более не значит азербайджанец. Хотя корень племен, как я заметил выше, действительно исходит из тюркских среднеазиатских племен.
Итак, исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод: Ни шах Исмаил I, ни Сефевидская империя не имели отношения ни к азербайджанцам, ни к Азербайджану. Наоборот, и Азербайджан, и предки азербайджанцев имели отношение к Сефевидской империи ровно так же, как и остальные народы и регионы империи. Однако метрополией считалась Персия. И именно Ирану принадлежало то государственное образование, которое с 1501 по 1736 гг. располагалось на пространстве от Грузии до Афганистана.

Вадим Арутюнов, автор и ведущий рубрики Антитопор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *