Недавно исполнило 70 лет создателю армянской общины на Дону Крикору Дзероновичу Хурдаяну. О том, с чего все начиналось в нашей беседе с юбиляром
Крикор Дзеронович Хурдаян — музыкант с необычайно широким диапазоном творческой, педагогической, общественной и просветительской деятельности. Декан оркестрового факультета, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры народных инструментов, художественный руководитель и дирижер оркестра русских народных инструментов Ростовской консерватории. Создатель народного ансамбля донских армян «Ани», с 1985-87 гг. президент армянского культурно-просветительского общества «Нор-Нахичеван», член правления Ростовского отделения Всероссийского Фонда культуры. С 2009 года Почетный гражданин Мясниковского района.
Истоки творческого пути Крикора Хурдаяна берут свое начало с малой родины.
Он родился в селе Чалтырь 15 июня 1947 года. Когда ему исполнилось 12 лет, его отдали в кружок баянистов, которым руководил Семен Хугасович Поркшеян. Музыкальной школы в с. Чалтырь тогда еще не было. Проучившись в кружке два года, он продолжил занятия у известного на Дону баяниста Рубена Вартановича Давитяна.
Крикор Дзеронович внес большой вклад в развитие оркестрового исполнительства на юге России. Столь значительные успехи на дирижерском поприще повлияли на приглашение Крикора Хурдаяна в 1982 году на постоянную работу в РГМПИ. С этого момента начинается почти 25-летний период работы с вузовскими оркестрами.
В сентябре 1985 года при районном доме культуры села Чалтырь Крикор Хурдаян создает ансамбль донских армян «Ани». В 80-годы, учитывая смену поколений и отсутствие системы обучения на армянских народных инструментах, народно-инструментальное исполнительство оказалось на грани исчезновения. От созданного ансамбля зависело: звучать этим инструментам на Дону или нет.
Исследовав фольклор, обряды, он создал оригинальные программы, музыкальные спектакли, такие, как «Свадьба», «Масленица», «Жребий» и другие.
Сегодня ансамбль «Ани» — лауреат Всероссийских и международных фестивалей и смотров. Коллектив с концертами выезжал в Армению, Болгарию, Украину, Германию, Москву, Шотландию, Санкт-Петербург. Выступления ансамбля «Ани» всегда проходили с огромным успехом, получали высокую оценку специалистов, публики и прессы.
Трудно переоценить заслуги Крикора Дзероновича в создании в 1988 году при ростовском отделении Всероссийского фонда культуры армянского культурно-просветительского общества «Нор — Нахичеван», председателем которого он был избран. Ныне — РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община».
Благодаря настойчивости Крикора Хурдаяна удалось осуществить перевод и издание на русском языке книги академика Владимира Бархударяна «История армянской колонии Новая Нахичевань».
Крикор Хурдаян в 1999 году был избран членом правления Ново-Нахичеванской Российской епархии армянской апостольской церкви, выступал на съездах Союза армян России в Москве, на первом съезде казаков области войска Донского. В настоящее время он — член правления и избран Почетным председателем РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община».
Но, пожалуй, самый важный вклад Крикора Хурдаяна в музыкальную культуру на юге России — создание профессионального оркестра русских народных инструментов, который открыл новую страницу в почти вековой истории существования и жизнедеятельности оркестров нашего региона. Сегодня оркестр русских народных инструментов «Дон» Ростовской областной филармонии — высокопрофессиональный коллектив.
– Добрый день, Крикор Дзеронович. Вашу многогранную деятельность в области музыкальной культуры невозможно переоценить. В 1985 году Вы создали ансамбль донских армян «АНИ», в 2003 году создали оркестр русских народных инструментов «ДОН», став художественным руководителем и главным дирижером оркестра. Расскажите, пожалуйста, об этом интересном периоде вашей жизни.
– Здравствуйте, Лусине. По большому счету история Нахичевани была сведена на нет. Народ стал забывать свою историю, язык, обычаи и обряды.
В 1929 году, в момент объединения Нахичевани и Ростова, когда Нахичевань стала всего лишь районом Ростова, было решено переименовать Нахичеванский район в Пролетарский. И в результате этого начинает свертываться армянская культура, начали забываться все национальные особенности и традиции донских армян. Еще одной причиной забывания корней стал снесенный ранее памятник Екатерине II, который был символом памяти для нахичеванцев. На ее месте установили памятник «немецкому сказочнику» Карлу Марксу. Надо отметить, что в Мясниковском районе, в Чалтыре традиции более или менее сохранились.
Что касается меня, я армянским вопросом плотно стал заниматься, когда приболел. И, не желая бездельничать, взял в руки книги Микаэла Патканяна и Рафаэла Налбандяна на нахичеванском диалекте. А познание музыки началось с русского народного инструмента – баяна. Но в какой-то момент у любого человека возникает необходимость самовыражения. Вот я и решил вплотную заняться музыкой.
В существовавшей армянской музыке распространено монодическое звучание. А я поставил себе совсем другую задачу. А именно, чтобы были выражены функции, которые определяют оркестровое звучание. Это принципы, которые заложены в мировой музыкальной культуре. Я пошел по пути Андреева и ничего нового не придумал, предложив создать армянский оркестр. Предварительно я серьезно занялся историей, изучением музыкальных инструментов. В частности, зурны и струнно-щипковых.
Я обучил своих учеников игре на народных инструментах, и мы начали свой путь как ансамбль. Наша культура произошла от Анийского царства, оттуда и название ансамбля «АНИ». Первыми в оркестре появились зурначи, которые ранее никогда не присутствовали в оркестрах. Я изучил тональность и написал аппликатуры. Зурна очень громкая, поэтому надо было найти оркестровые краски. В результате зурначи звучали как кульминация всех произведений. Мы исполняли прекрасные армянские народные песни Экмаляна, хоровые песни Комитаса. Про армян Дона прекрасно написано у Мариэтты Шагинян. Про их обрядовые мелодии, свадебные песни, песни, связанные с зимой, со сказками. Появилась необходимость выявить все особенности армян Дона. В диалекте донских армян были татарские слова, в наречии – итальянские. Это неспроста, так как в Крыму существовала Генуэзская администрация. Всем нам известно, что Генуя -это родина Никколо Паганини. Оттуда и любовь донских армян к скрипке. Все это перекликалось в музыкальной культуре. Скрипка вытеснила кяманчу. Я пришел к выводу, что нужно сохранить эти особенности в музыке, в языке и культуре, именно в первозданном виде.
– Расскажите, пожалуйста, как к вам пришла идея создать армянское культурно-просветительское общество «Нор-Нахичеван»? Что сподвигло Вас на это?
– Изучая сложившуюся обстановку, я пришел к выводу, что необходимо было создавать какую-нибудь организацию, которая занималась бы просветительством. Чтобы подрастающему поколению мы могли рассказать, кто мы. Откуда мы? Каковы наши корни? Какой вклад нахичеванцы внесли в армянскую культуру, в культуру Крыма, Дона? В тот же период мне попалась книга Владимира Бахшиевича Бархударяна «История армянской колонии Новая Нахичевань». Я понимал, что нужно сделать все возможное, чтобы ее перевели. Чтобы ее могли прочесть и русскоязычные армяне и другие народы, проживающие на Дону. Чтобы все осознали, что армян на Дон пригласила Екатерина II. Что мы государевы люди. Тогда же появилась идея пообщаться на эту тему с представителями русской интеллигенции. При ростовском отделении Всероссийского фонда культуры, при всесторонней поддержке русской интеллигенции и реализовалась идея создания армянского просветительского общества. Я написал положения об обществе, в котором уточнил направления работы для реализации целей и задач общества.
– Крикор Дзеронович, кто вместе с вами стоял у истоков создания «Нор-Нахичеван»?
– Среди тех, кто поддержал нас, были представители медицины, учителя, научные деятели. Одним из них был Аршак Тер-Маркарян,
Являясь членом Союза журналистов России, он поддержал идею создания общества. Именно он предложил обратиться к представителям русской интеллигенции. Так я и познакомился с Аркадием Федоровичем Агафоновым, кинематографистом, публицистом, членом Союза журналистов России. Вскоре появилась идея создания Книги Памяти, для того чтобы сделать всеобщим достоянием заслуги донских армян, всех заслуженных спортсменов, музыкантов, журналистов, публицистов и художников Дона. И увековечить имена великих людей, которые отдали свою жизнь за Россию, за Дон. Среди них герои Гукас Мадоян, Сергей Оганов, Сурен Тащиян, и много других. Если взять изобразительное искусство, то это непревзойденный Мартирос Сарьян, который является мостом между Москвой и Ереваном, Россией и Арменией. Как не вспомнить Микаэла Налбандяна, который написал гимн Армении. Или Патканяна, который написал текст к песне «Слезы Аракса». Необходимо переводить их творчество, сделать достоянием двух стран!
– Почему именно в это время, в эти годы возникла необходимость создания просветительской организации?
– Необходимость создания возникла после того, как я очень серьезно начал заниматься историей, культурой Нахичевани. Было ясно, что нам есть чем гордиться, у нас великое наследие. Но из-за несистемной работы все это стирается в памяти. Ведь армяне – неотъемлемая часть истории Дона, часть многонациональной России. На Дону они продолжают свое развитие, преумножают и обогащают экономику, культуру Дона.
В 1988 году именно концерты ансамбля «Ани» способствовали появлению «Нор-Нахичевани». Я пришел к выводу, что именно сейчас необходимо культурно-просветительское общество, которое будет работать на благо истории Дона, донских армян. Как я уже говорил, меня поддержали журналист Аркадий Агафонов, советская актриса и педагог Клара Абашина, благодаря чьей помощи и было создано общество «Нор-Нахичеван». Сразу после создания общества, 7 декабря 1988 года в Армении случилось чудовищное землетрясение. Общество собирало пожертвования пострадавшим от землетрясения. С лозунгом «Ни один рубль не может и не будет лишним» проводились благотворительные концерты, где выступали ансамбли «Ани» и «Дон», а пожертвования перечислялись в Армению.
– В положении об обществе написано: «Наше общество – общество дружбы». Что, по вашему мнению, необходимо делать сегодня для упрочения гражданского мира и согласия на Дону? Для воспитания молодого поколения, живущего бок о бок в одном городе?
– Продолжить традицию, начатую еще в те годы. Именно тогда была положена традиция проведения мероприятий «Дни армянской культуры». Благодаря этому мероприятию и воспитывалось молодое поколение. Проводился и проводится сегодня турнир братьев Самургашевых. Благодаря культуре и спорту создаются условия для развития и воспитания молодежи. Формируется уважительное отношение в обществе. Яркий пример того, как сегодня формируется дружба народов. Девиз турнира тому подтверждение: «На ковре – бой, за ковром – дружба!» Этот турнир – это и развитие спорта, развитие гармоничных межнациональных отношений.
Однажды я им сказал, что они делают колоссально важное дело! А начиналось все с того, что в 1979 году впервые прошел турнир по армянской национальной борьбе Гураш на площади Карла Маркса. Принимать участие могли все. Призом для победителя была бычья голова. Я обратился в Федерацию борьбы и нам постелили ковер. А в 1989 году состоялась встреча с чемпионом СССР и мира Ялтырьяном, Степанянцем и другими чемпионами и призерами мира и Европы.
На празднике играли зурначи. Собралось очень много народа. Сбор средств осуществлялся обществом «Нор-Нахичеван». Средства собирали победители. Первым был Рафаэл Самургашев. Среди детей победителю вручали голову петуха. Вартерес Самургашев, тогда еще будущий олимпийский чемпион, выиграл петуха. Это мероприятие проводилось ежегодно и таким образом воспитывалось поколение, формировалось мировоззрение присутствующих, молодежи, детей.
– На ваш взгляд, если подытожить прошедший период существования общины, достигла ли она поставленных целей?
– Мне кажется, назрела необходимость создания методического центра при Министерстве культуры и образования для изучения армянского языка. Нужно учитывать диалектические особенности языка нахичеванцев. Должны быть перспективы для детей, квоты на обучение в Ереванских университетах. Все эти вопросы взаимосвязаны и требуют решения. Спасибо большое Арутюну Сурмаляну, нынешнему председателю правления общины, за его активную позицию и деятельность на благо общины. Преклоняюсь перед ним, перед его трудолюбием.
– Достигнуты ли все цели?
– Принцип любого познания: чем больше мы познаем, тем больше нам нужно узнать. Именно по этому принципу и нужно работать дальше. Мы с таким упорством изучаем американскую культуру и английский язык, но забываем свой родной армянский. Нет специализированной национальной школы. Этот вопрос нужно решать на уровне администрации города и, к сожалению, пока он не решен. Также необходимо восстановление исторического названия района. Этот вопрос должны решать историки и краеведы, политики и, конечно же, народ. Не стоит забывать о том, что переселение армян на Дон связано с присоединением Крыма. Продолжить восстановление церквей и памятников. Свершилось величайшее событие – построили новую церковь Сурб Арутюн. Впервые в России установили памятник жертвам геноцида армян «Геноциду Нет!». Задач и механизмов решения этих вопросов много, но сегодня продолжается инертность мышления. К сожалению, в обществе нет понимания важности того, что если не мы, то кто сделает это для будущих поколений? Есть «История армянской колонии Новая Нахичевань», и эту историю нужно продолжить. Почему бы не создать попечительский совет? Должны быть структуры, которые обязаны поддерживать общину. Каждый день, который мы пропускаем, становится разрушительным. Делается много, но нужно еще больше! Восстановление памятников, зданий, культурных ценностей является не только армянским вопросом, это касается и культуры народов, проживающих на Дону. Мне больно за армянскую культуру, также как и больно за русскую. Предаются забвению история, традиции, обряды. Воп-
росы, связанные с формированием будущего поколения, нужно решать в сфере культуры и воспитания.
Беседу вела
Лусине ТЕПОЯНЦ