nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

(Начало в № 10 (217), № 12 (219)

Неркин (Нижний) ТАГАВАРД
Также основано на северном склоне той же горы, на возвышенности по правую сторону от речки Кендалан. Само село обращено к востоку, жители исконно местные, земля бекская, плодородная, местные плоды те же (имеются сады и шелковицы), воздух, вода и климат благоприятны, люди доживают до 100 лет. Церковь Сурб Аствацацин, двухсводчатая, длиной 17 м 70 см, шириной 9 м. На тимпане входной двери надпись: «Построил церковь сию, посвященную Пресвятой Богородице, на собственные средства свои и расходы сын благородного Берама-аги, полковник Мелик Джумшитян Шахназарянц в память и здравствующих и почивших во Христе родных его. 1840». Священников трое. Дымов 170, мужчин 590, женщин 550.
В селе имеется одноклассная мужская школа Сурб Месропян: учеников 40, со стипендией 33, бесплатных 7, жалованье учителя за год составляет 300 рублей.
Старый Неркин (Нижний) Тагавард
Это село находится на четверть мили ниже предыдущего. Поврежденная трехсводчатая церковь, над дверью надпись: «Я, недостойный Григор, построил церковь Тагаварда в пастырство нового священника Амирбека, сына Тавута. Такой красивой была, что ночью глаз не сомкнуть».
Церковь Брдахонджи (Бердаунчи)
По правую сторону от Кендалана, на высоком плато над ведущей в Шехер дорогой, стоит древняя, частично поврежденная церковь. На хачкаре в северной стене надпись «Крест Шаума». К западу от церкви на расстоянии броска камня находятся древние каменные строения, похожие на кельи. Нам кажется, что здесь был монастырь, ибо если бы это была просто церковь, то рядом находились бы следы селища и кладбище, однако ни того, ни другого нет.
Верин (Верхний) Тагавард
Основан на том же северном склоне, только чуть западнее. Село обращено на восток, жители – переселенцы из сел Хндзореск, Тех и Татев Великого Сюника, земля бекская, неорошаемая, крайне скудная, но зерно родит хорошо, и место это славится своей пшеницей, а также овсом. Воздух, вода и климат превосходны, панорама также великолепна, люди доживают до 105 лет. Церковь построена на средства народа, каменная, новая и еще не освящена. Длина церкви 18 м 35 см, ширина 9 м 65 см, священник один. Дымов 137, мужчин 497, женщин 398.
Джухт-Паравацар
(Два старых дерева)
Церковь эта к югу от села, на том же отроге хребта, который тянется от Малого Кирса до Драхтика, поднимается округлый, как яйцо, холм, на котором в древности была возведена из дикого камня церковь, ныне уже полуразвалившаяся. Церковь эта с приделом, а потому выглядит узкой и длинной. В малой церкви в алтаре стоит крест с надписью: «Сурб Онапес, Сур Оаннес…» На другом камне: «Иисус Христос Господь Бог. Иерей Усеп». Еще на одном: «Духовные отцы и братья, вставшие пред крестом, молю, помяните в молитвах иерея Согомона». Еще на одном хачкаре: «Иисус Христос, год Армянский 677 (1228). Я, Али, сын Зеновба, приехал из Персии, построил святую церковь Божью во спасение души своей. Кто зайдет, помяните меня в молитвах, и Господь зачтет вам». На одной из сторон сломанной каменной столешницы: «Святой Погос (Павел), в год богоугодного и духовного владыки, епископа Амарасского Ованниса и в правление господина Гагика, князя князей Агванкских, я, отец Киракос, настоятель святой обители, племянник Кокона». На другой половине столешницы: «Святой Петрос (Петр). Воздвиг крест во спасение души своей и родителей моих. Кто поклонится святому кресту, помяните меня в молитвах, и пред Господом вам зачтется. 446 (997)». Неизвестно, однако, как называлась церковь – Сурб Ованес, Сурб Погос или Сурб Петрос.
Следует упомянуть, что некие благочестивые крестьяне из округи очистили развалины, отмыли полы в притворе и малой церкви и подготовили к основательному ремонту. Место это почитаемо паломниками, а сами руины были некогда обведены стеной, следы которой видны и поныне. Сегодня весь холм, высота которого составляет около 3600 футов, зарос огромными деревьями.
Церковь Джохтак
(Двойная церковь)
Рядышком стоят две церкви, которые сегодня также полуразрушены. Обе эти церкви стоят едва ли в полусотне шагов от остатков вышеописанного монастыря. Мы считаем, что руины этих двух церквей также составляли часть монастыря, поскольку поблизости нет ни остатков села, ни кладбища.
Место паломничества Геог
Между Верхним и Нижним Тагавардами находятся развалины древней часовни. Вокруг нее простирается кладбище. Каждый год в праздник Вознесения сюда приходят на паломничество.
(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *