nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Мош-Хмхат
Находится к западу от Верхнего Тагаварда, на правом склоне глубокого ущелья, к северу от которого в соседнем ущелье протекает речка, являющаяся притоком Кендалана. Жители исконно местные, земля бекская, среднего плодородия. Местные плоды те же (нет только садов и шелковиц), воздух, вода и климат превосходные, люди доживают до 85 лет. Церковь Сурб Аствацацин, каменная, священник приходит из пустыни Гевондянц. Дымов 50, мужчин 155, женщин 120.
Пустынь Гевондянц
Основана на вершине высокой (3220 футов) горы, которая округло вздымается между поселком Аветараноц, Саркисашеном, Верхним Тагавардом и Мош-Хмхатом. Пустынь представляет собой маленькую плоскокрышную часовню в честь Гевонда. С западной стороны имеется придел, такой же узкий и длинный, как и в развалившейся пустыни Джухт-Паравацар. Часовня и придел составляют вместе длину 13 м 40 см, а в ширину – 5 м 10 см. На северном косяке двери часовни дата: «Год 1108 (1659)». Там же вырезано «1227 (1777). Часовня сия в память архимандритов Закарии, Овсепа и Мелкона».
В пустыни хранятся следующие реликвии:
1. Частица мощей святого Тадевоса (Фаддея), заключенная в маленьком плоском серебряном кресте с надписью: «Память. Это мощи апостола Тадевоса, дал Мусаэл».
2. Частица мощей Иоанна Крестителя в маленьком серебряном кресте с надписью: «Сей крест с мощами Иоанна Крестителя – в память от Арзумана, сына оружейника Петроса, и его супружницы Лины. 1266 (1817)».
3. Большой серебряный крест с надписью: «Это мощи святого Иоанна Крестителя».
4. Большой серебряный крест с надписью: «Святой крест сей – в память пустыни Гевонда от аббата Арутюна. Год 1239 (1790)».
5. Частицы мощей Гевондидов в средних размеров серебряном кресте с надписью: «Передала святой крест настоятелю Гевондянц Маргарит Мелик Джумшутянц в год 1876».
У южной стены пустыни находятся могилы архимандритов, в числе которых и с такой надписью: «Здесь покоится тело святого архимандрита Аковба, сына Товмаса Авана Лалаяна из рода Югбагяна из села Аветараноц области Варанда. Праведный отшельник почил в мире в 33 года 25 ноября 1845 года».
Пустынь обведена стеной, к западной и южной сторонам которой примыкают изнутри кельи, ныне большей частью разрушенные. Пустынь владеет пахотной землей, лесом, садом, ореховыми, яблоневыми, грушевыми деревьями, мушмулой и каштанами. Ныне служит прибежищем одному священнику.
Саркисашен
Стоит на правом берегу речки Кендалан. Жители исконно местные, земля бекская, неполивная, но плодородная, местные плоды те же, вода, климат и воздух здоровые, люди доживают до 80 лет. Церковь Сурб Аствацацин, каменная, но непритязательная. Священник один. Дымов 90, мужчин 325, женщин 254.
Кара-Булах
Находится на левом склоне ущелья речки Кендалан, возле обильного источника Кара-Булах (Черный ключ). Жители исконно местные, земля бекская, местные плоды те же (есть шелковицы), воздух и климат летом тяжелые, вода не лучшая, жители доживают до 80-85 лет. Церковь Сурб Аствацацин, каменная, но в опасном состоянии, священников двое. Дымов 35, мужчин 162, женщин 135.
Развалины Гарали
Здесь сохранились остатки села, кладбище и развалины церкви.
Аламанц Гомер
Стоит в начале этого же ущелья, жители исконно местные, земля бекская, плодородная, местные плоды, воздух, климат и вода те же. Церковью служит пустынь Гевондянц, священником ее настоятель. В этом селе родились поэт Петрос Мадатянц и генерал Мадатов, почему и называется еще Мадат-кенд. Дымов 35, мужчин 115, женщин 92.
Джахацнер
Находится несколько ниже Аветараноца, жители частью из этого поселка, земля казенная, местные плоды те же (имеются и сады), воздух, вода и климат живительны, люди доживают до 85 лет. Церковь Сурб Аствацацин, новая, каменная, священник приходит из Аветараноца. Дымов 65, мужчин 248, женщин 181.
Поселок Аветараноц
Расположен на возвышенности левого берега ущелья Кендалан, лицом на восток. Жители исконно местные, земля меликская, но ныне казенная, местные плоды те же, воздух, вода и климат достохвальны, люди доживают до 90 лет. Церковь Сурб Аствацацин, великолепной постройки, с четырьмя колоннами и небольшим куполом, длиной 21 м 35 см, и шириной 15 м 30 см. На тимпане входной двери дата постройки «Год 1100 (1651)». Священников двое. Дымов 257, мужчин 936, женщин 804.
В церкви имеются следующие книги: Евангелие рукописное, пергаментное, малого формата, красивое, с изящными портретами четырех евангелистов, расписанное, с инициалами в виде узоров, цветов и птиц. Из памятной записи: «Завершено… Евангелие рукою многогрешного иерея именем Григор в Армянский 1158-й (1709), марта в… и украсил многоцветными красками и позолотой… И было завершено святое Евангелие в краю Гянджа, в селе, что называется Караат, в обители Сурб Аствацацин во времена шаха Аббаса младшего и в правление католикоса армян¬ского Агванка, пречистого и святого патриарха и нового просветителя Петроса, который милостью Божьей… осветил погруженный во мрак Дом Агванский и надлежаще устроил церкви… а также в епископство многомудрого, предостойнейшего владыки нашего Антона, блюстителя святого престола кафедрального…»
В начале Евангелия имеется надпись другим почерком: «Святое Евангелие писаное и золоченое как память и дар паронтера Абрама, что было дано в руки дочерям-монахиням Мелика Наги Рипсимэ, и Довлат, и Шаандухт для услады духовной… а написано рукою отца Егиазара 25-го дня марта 1186 (1737) года».
Реликвии:
1. Частица Животворящего Креста в равноконечном серебряном кресте.
2. Частицы мощей первых просветителей Армении апостолов Фаддея и Варфоломея.
3. Частица мощей святого целителя Пандалиона.
На притолочном камне дверей дворца Мелик-Шахназарянов вырезана надпись: «Это дворец Сейин-бека, сына Мелик-Шахназара, строение это велел возвести в 1235 (1786) году».
Женский монастырь
Основан на несколько покатом к югу плато, примыкающем к южной части поселка. Вверх это плато тянется до самой крепости. Монастырская двухсводчатая церковь возведена из нетесаного камня на известковом растворе, имеет длину 11 м и ширину 9 м и очень запущена. На большом камне надпись: «Год 1065 (1616). Я, Атас Гхмсгчи, воздвиг крест ради родины своей». На притолоке входа вырезано: «Церковь сия 1065 (1616) года».
«В год 1135 (1686). Шахназару и архимандриту Григору, в память о монахине Хосров и родителей (се) эта дверь».
У церкви имеется и притвор, построенный точно так же, протянувшийся с севера на юг. Длина его 5 м 75 см, ширина 8 м 90 см. Если сама обитель служила женским монастырем, то придел служил гробницей для княжеского рода Мелик-Шахназарянов. В приделе находятся могилы архимандрита Мануэла, Мелик-Мирзы, Мелик-Хусейна, Мелик-Овсепа и их супруг.
С трех сторон монастырь этот был обведен стеной, а с четвертой прикрывала его скала. Внутри к стенам некогда лепилось множество келий для монахинь, но сегодня стены местами разрушились, а большая часть келий развалилась.
Сам Аветараноц как столица области и резиденция меликов также был полностью обведен крепкой стеной. От этой стены уцелела ныне лишь примыкающая к горе часть. Она усеяна башнями и тянется от женского монастыря до вершины горы, проходит по северному и восточному склонам и смыкается с южной скалой монастыря. Но сегодня южная и северная части стены местами разрушены. Могила мастера-каменщика, строителя стены, находится в поселке, в саду господина Арстама по прозвищу Умахан. На южной стенке надгробия надпись: «Именем мелика Шахназара (третьего), сына мелика Сейина. В год 1199 (1750), когда пришли гюрджи (грузинское войско), я укрепление (крепость Аветараноц) построил. Кто прочтет, пусть единым словом помянет перед Богом, аминь».
На другой стенке: «Это могила Давида, сына Габриэла, год 1249 (1800)».
Перепечатано из книги:
Епископ Макар Бархударянц
«Арцах» (СПб) 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *