5 июля 1921 года, 101 год назад, пленум Кавбюро ЦК РКП (б) принял решение передать Арцах в состав Азербайджанской ССР.
Это было второе голосование по данному вопросу. Первое имело место 4 июля, при участии И.В. Сталина, С.К. Орджоникидзе, С.М. Кирова, а также председателя СНК Армянской ССР
А.Ф. Мясникяна, председателя СНК Азербайджанской ССР Н.Н. Нариманова и др. На голосование были выставлены две ключевые темы в четыре вопроса: какой республике передать Арцах и среди кого провести референдум?
Против передачи Арцаха в состав Аз. ССР выступили Мясникян, Орджоникидзе, Киров и Фигатнер. За это выступили, как и за плебисцит среди всего населения Карабаха, Нариманов и Махарадзе. Естественно, последнее азербайджанцам было выгодно, так как в результате экспансии и последних армяно-татарских войн численность армян за пределами нагорной части Арцаха (как и на территориях Равнинного Карабаха) была снижена в пользу зактатар и курдов.
Однако четвертым предложением было провести плебисцит «только в Нагорном Карабахе, то есть среди армян». Так как за это и за передачу региона Армянской ССР проголосовало большинство, то было постановлено включить Нагорный Карабах в состав Армении и провести плебисцит только там (где армяне абсолютное большинство), не касаясь всего Карабаха как исторической области.
Требования Азербайджанской ССР и очевидные интересы большевиков в дружбе с турецким пространством вынудили провести второе заседание,
5 июля. Причем Орджоникидзе теперь был на стороне пересмотра. Решение было перевернуто с ног на голову: аргументами, странным образом не пришедшими в голову ровно день назад, были якобы стремление к миру армян и мусульман (как обычно, за счет армян), экономическая связь областей Карабаха между собой, а также и с Азербайджаном. Решено было лишь дать автономию, которая была утверждена Аз. ССР в 1923 году, в выгодных ей границах.
16 июля Армянская ССР выразила несогласие, но все решили, что плебисцит больше значения не имеет, как и заявление Сталина от 2 декабря 1920 года о Карабахе, Зангезуре и Нахичеване как частях Армянской ССР. При этом аргумент об экономической связи Карабаха с Азербайджаном пропитан не только советским детерминизмом по отношению к экономике, что ударило и по армянам, и по многим другим народам СССР, но и лицемерием.
Почему-то никто не поднял этот вопрос касаемо Нахичевана, а ведь тот однозначно связан даже природными ресурсами с Армянской ССР. Но в том же июле было решено, что там надо провести плебисцит среди мусульман, которые уже были абсолютным большинством после войн и резней, видите ли, там большинство имеет значение. Следовательно, где надо — там плебисцит, а где партия сказала «нет» — там все что угодно, и мир там не нужно строить между народами. Строители СССР считали, что это справедливо, просто это какая надо справедливость. И кому надо.
Артур АКОПЯН