nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

7 июня Армен Меружанян, переводчик, публицист и главный редактор газеты Армянской общины Санкт-Петербурга «Аватамк», посетил Нахичеванскую-на-Дону армянскую общину для презентации своей новой книги «Армянская община Санкт-Петербурга в картинах и лицах». Все вышедшие из-под пера Армена Левоновича издания посвящены армянской культуре и истории Армянской Апостольской Церкви.

Материалы для написания книги собирались с середины 90-х годов. Сделав длительный перерыв, Армен Левонович почувствовал, что книга по истории общины уже созрела. И он приступил к работе, которая продлилась около 7 лет, поскольку книга пополнялась новыми материалами и подходами. Автором предисловия выступил ростовский ученый и директор Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергей Михайлович Саядов.

Армен Левонович начал свой рассказ с основания общины Санкт-Петербурга. Она стала развиваться вместе с финской, татарской, французской и греческой и была одной из первых общин в Российской империи.

Уже спустя 5 лет после основания города в книгах стали появляться армянские фамилии и открылся первый торговый дом армянского владельца. В 1710 году в городе насчитывалось уже около пятидесяти армянских ремесленников-мануфактурщиков, занимавшихся преимущественно международной торговлей. Они фактически составили ядро общины. Поначалу «иноземные ремесленники», как их называют издания петровской эпохи, селились вокруг Заячьего острова, где фактически зародилась столица. Армяне в тот период пользовались таким доверием Петра I, что император издал указ о разрешении свободной торговли для них на всей территории империи.

Для проживавших в России армян лучшие времена наступили при Анне Иоанновне. В 30-е годы 18 века на Васильевском острове, на пересечении нынешнего Среднего проспекта и 3-й линии, сформировалась улочка, названная Армянской. Она растянулась вдоль значительного земельного отрезка, принадлежавшего Гукасу Ширваняну, первому лидеру общины, известному в России как Лука Ефремович Ширванов.

В 1735 году вышел Правительственный манифест «О дозволении свободного богослужения всем христианским исповеданиям в России». Он фактически позволил строить в обеих столицах церкви «своей веры». Однако Синод, видевший в «инославных исповеданиях» опасность для православия, был против. В итоге в 1740 году с легкой руки лютеранина Эрнста Бирона, фаворита императрицы, без согласования с Синодом последовала высочайшая резолюция о построении армянской церкви.

Времена Елизаветы Петровны стали периодом больших разочарований в конфессиональной жизни российских армян. Петербургская церковь была уже возведена до половины, когда Елизавета под влиянием Синода велела упразднить ее.

И только по прошествии полувека, в 1770 году, Екатерина II дала добро видному политическому деятелю Ивану Лазареву (Ованесу Егиазаряну), возглавлявшему на тот момент общину. Храм возвели на Невском проспекте.

Вторую церковь, Сурб Арутюн, поставили в 1791 году, когда умер от оспы наследник Ивана Лазарева. Власти выделили на Смоленке площадь под армянское кладбище с разрешением построить над захоронением младшего Лазарева церковь, которая до середины следующего столетия служила усыпальницей Лазаревых и породнившихся с ними семей, после чего стала приходской.

Середину 19 века можно назвать периодом формирования армянской интеллигенции Петербурга — преподавание родного языка сыграло в этом процессе не последнюю роль. Насыщенная творческая жизнь, тяга к образованию влекли в столицу молодежь из провинций. Петербург при его столичном статусе обладал привлекательностью и ассоциировался с европейской образованностью, интеллигентностью.

В своей презентации автор обратился и к военной сфере. В 1839-1845 гг. в петербургские кадетские корпуса стали набирать армянских юношей. В тот период там обучались 33 армянина в возрасте от 12 до 20 лет. Позже двенадцать человек из тех тридцати трех стали генералами императорской армии. Всего же за всю историю империи с Петербургом было связано по меньшей мере 125 генералов армянского происхождения. Первыми армянскими генералами русской армии стали Лазарь Христофоров (Агазарди Хачик Ахиджаненц), о котором пишет Раффи в книге «Меликства Хамсы», и соратник Давид-бека князь Иван Юзбашев (Аван Юзбаши Мелик Еган) — один из лидеров национально-освободительной борьбы. Оба они получили генеральские чины 9 декабря 1734 года по представлению генералов Левашева и Гессен-Гамбургского «за службу и верность их России».

Меружанян повествует в своей книге и об известных армянских живописцах Санкт-Петербурга. Самым запоминающимся стал рассказ о Стефаносе Нерсисяне. Наиболее популярным историческим портретом мастера считается «Святой князь Вардан Мамиконян». Этот образ стал первым воплощением легендарного героя и принес художнику всенародное признание. История создания портрета занимательна. В Петербурге жил именитый меценат, первый исследователь истории армяно-русских отношений Карапет Арутюнович Езьян, известный в России как Герасим Артьемьевич Эзов, который вознамерился создать цикл портретов прославленных армянских деятелей. В поисках прототипа образа он приметил в петербургской армянской церкви Св. Екатерины голубоглазого парня с мужественными чертами, открытым взглядом и аккуратно подстриженной бородой. Мецената осенило, что именно так должен был выглядеть князь Вардан. Изложив суть дела юноше, который оказался студентом из Карабаха, Эзов отвел его к Стефаносу Нерсисяну. Так в 1882 году родился знаменитый портрет Вардана Мамиконяна с прижатым к груди мечом.

Автор также рассказал об истории создании картины Ивана Айвазовского «Сошествие Ноя с горы Арарат», связанной с Нор-Нахичеваном. Впервые картина была выставлена в Париже. Впоследствии Айвазовский подарил ее школе в Новом Нахичеване. В годы гражданской войны школа была отдана под казармы, стало не до сохранения искусства. Картиной заткнули брешь в стене, но потом полотно исчезло. Как выяснилось позже, его забрал Мартирос Сарьян и привез в Ереван, чтобы подарить Национальной галерее Армении.

Отличительной и во многом главной особенностью петербургской общины была ее близость ко двору и возможность влияния через высокопоставленных царедворцев на формирование политики в восточном вопросе и в отношении армянского народа в России. Этот факт наглядно проявляется при исследовании роли и большого общественно-политического влияния семей Лазаревых, Шериманов, Абамеликов, Деляновых и других выдающихся личностей. И хотя армянская община столицы была относительно малочисленной, по своей общественной весомости она считалась весьма авторитетной.

В завершении презентации книги выступил директор Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергей Михайлович Саядов: «Хочу сказать, что Армен Левонович кипит и живет сохранением армянской истории, как и наша община. Мы познакомились с этим человеком с подачи Крикора Дзероновича Хурдаяна 15 лет назад, и с этого дня начали эффективно сотрудничать. Армен Левонович стал представителем фонда «Хайязг» в Санкт-Петербурге — он очень серьезно относится к этой работе и каждый день присылает мне материалы. Нас объединяет это стремление сохранить память о нашем прошлом, любовь к нашей истории. Она дает нам подсказку, как жить дальше. Мы не имеет право потерять это. И мы очень рады, что наше ростовское сообщество фактически пополнилось еще одним талантливым публицистом».

Каринэ БАБИЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *