nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В фондах Ростовского областного музея краеведения находится уникальный экспонат, имеющий особое историческое значение и большую художественную ценность для всех, кто не безразличен к судьбе своего народа, к его прошлому, настоящему и будущему. Этот экспонат являет собой большой живописный холст, названный написанным талантливейшим художником нашего края – Акимом Карповичем Ованесовым (1883 – 1966) – «Из века в век». Эта историческая композиция была создана в 1915 году и посвящена трагическому событию в жизни армянского народа – геноциду, случившемуся в начале XX столетия. Картина в яркой экспрессивной форме выражает гневный протест художника к насилию, жестокости и порабощению человека.
Впервые это произведение было выставлено в 1916 году на выставке Ростово-Нахичеван-ского-на-Дону общества изящных искусств (РНОИИ) и произвело большое неизгладимое впечатление на всех, кому довелось его видеть. Об этом свидетельствует рецензия, посвященная выставке, в которой, в частности, говорится: «Центральное место на выставке, как по размерам полотна, так и по тому вниманию, которым его окружили устроители выставки, принадлежит большой картине
А. К. Ованесова «Из века в век».
«В 1918 году, на выставке того же объединения РНОИИ, под
№ 148 экспонировалась только деталь к эскизу «Из века в век». А уже на следующий год, 1919, на проходящей в Ростове-на-Дону выставке художественного объединения «Лотос» картина А. К. Ованесова была вновь показана широкому зрителю наряду с работами других известных художников, членов РНОИИ, таких как М. С. Сарьян, А. А. Арцатбанян, А. С. Шендеров, Т. В. Лусегенов. И слова рецензента, сказанные в адрес картины А. К. Ованесова, в этот раз снова дают основания констатировать, что произведение художника по-прежнему не потеряло своей силы воздействия на зрителя и актуальности: «…Гораздо значительнее Ованесьян (В. Р. Ованесов ) с его символической картиной «Из века в век», символом Армении…»
Наиболее близкое к нашему времени упоминание о дальнейшей судьбе этой живописной композиции мы встречаем в каталоге юбилейной выставки работ А. К. Ованесова, проходившей в Ростове-на-Дону в 1963 году и посвященной 80-летию со дня рождения художника и 60-летию его творческой деятельности. Из этого каталога следует, что произведение
А. К. Ованесова «Из века в век» написано маслом на холсте размером 121х165 см и значится среди его работ, датированных 1915 годом. Под 1917 годом стоит живописный холст «Мать» – несомненно, одно из лучших произведений художника, которое посвящено трагедии в судьбе армянского народа, а также, безусловно, образно родившиеся и вытекающее из большого драматического замысла впечатления художника в период работы над полотном «Из века в век». А спустя 8 лет, 24 января 1971 года, был составлен акт за подписью племянника Акима Карповича – И. П. Ташияна, а также представителей общественности города В. Г. Чинчана и З. С. Зарифяна – о передаче Ростовскому областному музею краеведения ряда произведений А. К. Ованесова, находящихся в квартире Бегаловых, с которыми Акима Карповича связывала многолетняя дружба. В числе подлежащих передаче произведений художника числилась и картина «Из века в век».
Но, судя по тому состоянию, в котором она находилась в 2013 году, время и обстоятельства нашей жизни порой по-разному меняют облик всего того, что нас окружает. И в год 130-летия
А. К. Ованесова было очевидно, что прожитое столетие в ее судьбе не всегда было легким и безмятежным, о чем свидетельствовали повреждения холста и многочисленные осыпи красочного слоя. Созданная из специалистов комиссия, в которую вошли сотрудники музея краеведения, реставратор, известный художник-живописец, искусствовед, представитель армянской общины города, пришли к выводу, что произведение А. К. Ованесова «Из века в век», имеющее художественную и историческую ценность, можно и необходимо возродить к жизни и вернуть в экспозицию музея для широкого обозрения. Безусловно, для этого были необходимы средства, и достаточно значительные, которыми на данный период музей не располагал. Как известно, в таких случаях затяжка во времени будет продолжать пагубно сказываться на состоянии самой живописи и приведет к ее дальнейшему разрушению. Оценив сложившуюся ситуацию, руководство Ростов-ской региональной общественной организации «Нахичеванская-на-Дону армянская община» в лице ее исполнительного директора С. М. Саядова обратилось к директору Национальной картинной галереи Армении, народному художнику Армении Фараону Микаэловичу Мирзояну с просьбой оказать помощь в реставрации столь ценного произведения искусства. В свою очередь Ростовский областной музей краеведения добился разрешения на временный вывоз своего экспоната в Республику Армения, для осуществления необходимых реставрационных работ. И вот сегодня, благодаря кропотливому труду мастера-реставратора высшей категории Игоря Хачатуровича Погосяна, этот ценный исторический памятник искусства вновь находится в фондах Ростовского краеведческого музея и украшает экспозицию его филиала – Музея русско-армянской дружбы.
Несколько слов о самом произведении. Главные герои этого сюжета, от мала до велика страдающие люди, в основном женщины, дети, старики. Судя по темпераменту, тому нервному и напряженному движению руки кисти художника, картина в его сознании родилась сразу под первым непосредственным впечатлением от чудовищного в истории цивилизованного мира события, раны от которого не заживают и поныне. Это явно эскиз, но автор очевидно в тот момент не мог откладывать работу до доведения ее в состояние окончательной завершенности. Ему надо было выразить свое человеческое возмущение, немедленно вложив в него все свое негодование, ненависть, горе к тому, что случилось с его народом. В этом тесном, сжатом пространстве все смешалось настолько, что деформировались композиционные планы условного построения сюжета, в котором слились эмоционально остро выразительные, а порою лишь намеченные несколькими лаконичными мазками, около двадцати персонажей картины. Одна из главных фигур в композиции произведения – женщина, изображенная крупным планом в левой части холста, с нечеловеческим выражением страха и ужаса, в отчаянии исказивших ее лицо, которая тщетно пытается вырваться, явно не осознавая куда. В центре вверху мужчина в красном терзает тело мертвого ребенка, к которому тщетно рвется мать… Колорит картины выдержан в темном драматическом аккорде темно-серых, коричневых и приглушенно гаснущих красных тонах. Отдельные мерцающие блики белых и оранжевых пятен – акценты-сполохи, сродни пронзительным нотам в мощно звучащем трагическом набате, взывающем не просто к людям, но к человечеству.
Валерий РЯЗАНОВ,
заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *