nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Тренд года! Соседнее прикаспийское государство со столицей в Баку сделало массовый информационный взброс. Судя по тематике, он предназначен для армянского читателя, дабы посеять раскол в армянском мире. Оказывается, армяне Арцаха (Карабаха) не совсем… армяне.
«Армян нельзя победить. Их можно разделить», – сказал кто-то из античных, а некто намотал на ус. Причем известный ус. А посему эта цитата была воспринята в Азербайджане как прямое руководство..
Два последних месяца в азербайджанских русскоязычных СМИ одна за другой выходят статьи на тему карабахских армян. Заголовки так и щеголяют друг перед другом в громкости заявлений: «Отличия жителей Нагорного Карабаха от остальных армян. Исследование ДНК», «Армяне Карабаха – не армяне», «Армянские ученые утверждают: жители Карабаха арменизированные албаны»… А кто-то и дальше пошел: «Так называемые армяне Карабаха это потерянное колено Израиля». Во как!
Обычно, когда я сталкиваюсь с подобными статейками в СМИ, не обращаю особого внимания. На то она и желтая пресса, чтобы все написанное делить на 100. Тем не менее, в данном конкретном случае речь не о нечистоплотных журналистах, а об ученых. Во всяком случае, таковыми их считают в Азербайджане. А мимо «ученого» света пройти я не могу. На то и «Антитопор», чтобы шлифовать топорную работу ученых мужей-шизофреников.
Итак, одно из изданий пишет следующее: «Жители Нагорного Карабаха, или Арцаха, как в древности назывался этот край, со стороны кажутся точно такими же, как и жители остальной Армении. Но сами они явно чувствуют свое отличие… Это касается не только языка, точнее, диалекта. Считается, что говор карабахских армян пестрит словами, заимствованными из тюркских и иранских языков. Это явление объясняется длительным влиянием соседних культур на проживающих в этой местности людей».
Во-первых, несказанно рад, что в Азербайджане поняли, что древнее название Нагорного Карабаха — Арцах. Это похвально. До недавнего времени этот историко-географический топоним Баку старался избегать тщательнейшим образом. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Во-вторых, армяне Армении и Арцаха никогда не рассматривали себя отдельно от всего остального мирового армянства. Армяне – нация диаспоральная исторически. Поэтому отличия если и есть, то они не генетические, а лингвистические. И это справедливо. Ведь нация сложилась несколько тысячелетий назад, а в последующем развивалась и расширялась врозь друг от друга. В результате естественного исторического процесса демографического дифференцирования сложились диалекты. Но никто и никогда из армянских этнических групп не считал себя отдельным элементом панармянского континуума. Если не считать исламизированных армян, хемшил, которые постепенно возвращаются и интегрируются со всеми остальными армянами. Конечно же, народам, сформировавшимся буквально «вчера», сложно понять, что такое диалекты и в результате чего они образуются. Армяне как народ сформировались за несколько столетий до нашей эры. Сформировались из ряда близких географически народов или, как это часто случается, в результате ассимиляции одних народов с другими. Так, еще задолго до Рождества Христова армяне стали называться армянами на нагорье, которое со времен Геродота и до наших дней называется «Армянским», а границы этого нагорья простираются от Каппадокии на крайнем западе до Куры на крайнем востоке. Здесь, у берегов Куры в области Арцах, и сформировался один из армянских этносов, которых нынче принято называть «карабахскими армянами». Кстати, несмотря на то, что их диалект имеет отличия от литературного армянского (ашхарабара), конструкция предложений языка армян Арцаха, а порой и сами существительные максимально приближены к древнеармянскому (грабару). К примеру, среди таких архаичных арменизмов можно выделить существительные, имеющие окончания «ун»: «дзукун» (рыба) вместо дзук, «мокун» (мышь) вместо «мук» и пр. Принято считать, что арцахский диалект кишит тюркизмами. Но это ошибочное мнение несведущих людей. Диалект армян Арцаха имеет заимствования из персидского и арабского языков, но никак не из тюркских. Это действительно парадоксально, учитывая, что арцахцы несколько столетий жили бок о бок с тюркскими племенами, давшими начало азербайджанской нации. Но факт есть факт! Именно персидский язык оказал влияние на диалект во времена персидского господства над областью Арцах. Что касается арабского языка, то и тут легко объяснимо – арабизмы проникли в годы Арабского халифата. Те же мелкие армянские княжества на территории Арцаха, которые в совокупности называют Меликством Хамсы, не что иное как «Царство пяти» в переводе с арабского – «мялик» (княжество), «хамса» (пять). Кроме Гюлистана (в переводе с персидского «Страна Роз»), Джраберд, Хачен, Варанда и Дизак имеют уже армянскую этимологию.
Цитирую далее: «Артур Агаджанов занимается исследованием этнических корней карабахского армянского населения и выяснил, что только 10% жителей Нагорного Карабаха сейчас могут быть настоящими армянами. Остальная часть жителей – тюрки-христиане, албанцы и выходцы из Северного Кавказа… На месте нынешнего Нагорного Карабаха раньше находилось древнее государство Кавказская Албания, основное население которого составляли южнодагестанские народы – лезгины, цахуры, рутульцы, агульцы и табасаранцы. Но что удивительно, за долгие годы существования этого государства здесь так и не образовалась единая консолидированная албанская народность».
Начнем с того, что Артур Агаджанов не генетик. Это проазербайджанский армянин-эмигрант, живущий в Швеции, который долгое время «боролся» с правительством Армении в годы Сержа Саргсяна. Да так вошел во вкус, что из оппозиционера превратился в помощника азербайджанского антиармянского рупора. Кстати, и у нас в Ростове-на-Дону имеются свои горе-генетики, не имеющие соответствующего образования, что в угоду собственным амбициям автоматически превращаются в азербайджанский антиармянский рупор. Но речь сейчас не о них. Касаемо ДНК… И тут все просто! В Арцахе дважды проводились ДНК-исследования. Впервые их проводили британские исследователи в конце 90-х гг. Затем подобную работу провел генетик Левон Епископосян в тесном сотрудничестве с международными научными центрами. Исследования были опубликованы в научных журналах, о чем в одном из номеров я рассказывал в рубрике «Антитопор».

Проазербайджанский армянин-эмигрант Артур АгаджанянНапомню: 87% населения Арцаха имеют именно армянские корни. Остальные 12% действительно имели в большем количестве ДНК других народов и в меньшем армянского. Но и это легко объясняется тем, что региону несколько тысяч лет. Логично предположить, что армяне Арцаха, как и других регионов, могли дать свои ДНК другим соседним народам (персам, татам, лезгинам, талышам и т.д.) и также получить от них ДНК. Ведь на протяжении веков некоторые представители одного народа растворялись в другом. Люди вступали в брак с инородцами, переселялись из одного региона в другой… Это происходит сейчас, это же происходило и тысячу лет назад. Важна цифра основная – 87%. Приведу простой пример: нынешний посол Азербайджанской Республики Полад Бюль-Бюль оглы хоть и азербайджанец, но из официальной биографии известно, что отец посла на одну половину азербайджанец, на другую половину курд. Мать – на одну половину грузинка, на другую персиянка. В этом цветном калейдоскопе народов за 100-150 лет сформировался азербайджанец Полад. Так что же говорить об армянах Арцаха, родословная которых сложилась не за последние 150 лет, а за 1500 как минимум?
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *