nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Молодость для человека, посвящающего себя творчеству, – не только время радости познания мира, жажды успеха, но и ответственность выбора пути, испытания своих возможностей. Все это сулит немало проблем, для решения которых потребуется воспитать в себе конкретные, порою жесткие качества. Главные из них – трудолюбие и упорство в достижении цели. Не менее важно для будущего художника, у кого и чему он учится. Именно в этом отношении молодому ростовскому скульптору Карену Парсомяну (1986 года рождения), как раньше говорили, несказанно повезло, так как более 10 лет он работал и учился в мастерской талантливого донского скульптора, недавно ушедшего из жизни Давида Рубеновича Бегалова. Хотя до этого Карен познавал азы искусства в художественной школе в Армении, а с переездом в Ростов поступил в РХУ имени М. Б. Грекова, где и познакомился с Бегаловым, и продолжил постигать тайны профессии ваятеля уже как ученик и соратник мастера именно на его рабочем месте. Давид Рубенович умел создать для ученика атмосферу располагающего отношения к творческому процессу, помогал прочувствовать возможности каждого материала в таком сложном пространственном виде искусства, как скульптура, не ограничивал в выборе тем. Но в то же время постоянно контролировал художественный уровень всего, к чему прикасалась рука и резец его ученика. И, наверное, от учителя Карену передалось особое внимание к тому, как объемная форма взаимодействует с пространством, насколько присутствует живая ритмика лепки, а значит, и движение души в соотношении скульптурных масс, в архитектонике композиции в целом. Годы, когда будущий скульптор Карен Парсомян со всей присущей молодости энергией и уверенностью начал осваивать ваяние как профессию всей своей жизни, стали также временем формирования гражданской позиции его личности, его отношения к истории и дню сегодняшнему. А следовательно, и к той роли, которую он отводит себе в современном художественном процессе. И многогранность его тематических интересов, цельность и последовательность авторского стиля в скульптурной пластике говорят о его несомненном потенциале как художника. Еще у Карена есть весьма ценное, необходимое скульптору чувство масштабности при созидании, будь то портрет, монумент или сюжет малых форм – как он соотносится со зрительским восприятием в окружающем пространстве. Это можно увидеть в медленно шествующей полной достоинства элегантной фигуре Александра Сергеевича Пушкина, на ходу о чем-то важном думающего или идущего нужное слово. Здесь уже в позе и силуэте ощущается аура его принадлежности к миру духовности. Одно из лучших, на наш взгляд, произведений в ряду работ Карена Парсомяна «Играет на дудуке». Естественно, живо и пластически трепетно вписан в воздух выразительный гибкий силуэт мальчишки-музыканта, вдохновенно вскинувшего руки с маленьким армянским музыкальным инструментом, вся фигура которого пронизана быстрыми струями ветра. А вот еще один музыкант – «Саксофонистка», которая гармонично сочетает в своем облике экстравагантность современной молодой леди с упоенной любовью к музыке, звуки которой, кажется, невольно слышатся зрителю.
Иногда скульптор бывает более строг и внимателен к каждой изображенной детали, месту и движению композиции, как в случае работы над портретом своего учителя Давида Бегалова. Духом романтизма и подлинной поэзии проникнуто ритмическое волнение линий и форм в овальном рельефе скульптора «Девушки с виноградом». В другом случае автор ставит перед собой задачу по возможности сохранить природный монолит камня, в котором он формирует образ человека во времени, как это было в его композиции «Старик и старуха». Вдруг совсем неожиданно Карен становится у трехсоткилограммовой глыбы зеленого мрамора и прилюдно, в огромном выставочном зале, начинает высекать из нее свой «Каменный цветок». Да, конечно, он с детства читал и знал сказ П. П. Бажова о Даниле-мастере и хотел, чтобы и в его судьбе когда-то был свой каменный цветок.
Валерий Рязанов,
искусствовед,
Заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *