Самой известной святыней Сурб Хача является хачкар (камень-крест) IV–VI веков. Это святыня донских армян. В символике хачкара объединены солнце и крест, что говорит о его древности. Сам хачкар сделан из базальта. В верхней части камня на лицевой стороне – розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. В XI–XIII веках жители средневековой столицы царства Багратидов города Ани (предки донских армян), гонимые турками-сельджуками, а затем монголами-татарами, покинув свой город, вывезли с собой этот хачкар, который почитался как самая драгоценная реликвия в крымском монастыре Сурб Хач. С 1385 года пять веков он хранился в нем. После переселения крымских армян на донскую землю хачкар стал основной реликвией монастыря Сурб Хач. Как уже было сказано, считается, что хачкар был изготовлен в IV-VI веках. О нем сложено немало легенд, ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Мой дядя, донской армянин, известный в Армении поэт Людвиг Дурьян написал о хачкаре монастыря Сурб Хач:
…И вот уже хачкар-святыня,
Невольник путников-армян,
Седою окружен полынью,
Глядится в тихий вольный Дон
И город Нор-Нахичеван.
В 1924 году монастырь Сурб Хач был закрыт. Хачкар же перевезен и установлен в кладбищенской церкви Сурб Карапет на армянском кладбище, что на 10-й линии Ростова-на-Дону. Лишь в начале девяностых годов конца двадцатого века хачкар вновь обрел прежнее место в храме монастыря Сурб Хач.
В недавно изданной книге «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» под редакцией Н.В. Мирзабековой приведены любопытные факты из истории монастыря, в том числе и знаменитого хачкара. Оказывается, еще краевед Хачерес Поркшеян в 1960-е годы рассказал в одной из своих публикаций бытовавшую среди нахичеванцев легенду о происхождении хачкара Сурб Хача. Еще при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака (сейчас Нахичеван в Азербайджане) послали к Спасителю людей с просьбой прислать к ним его учеников, чтобы те укрепили их в вере. Просьба была исполнена. Действительно, апостолы Фаддей и Варфоломей пришли на армянскую землю. По легенде, они освятили этот хачкар, назвав его Сурб Хач (Святой Крест). Эта же легенда описана Минасом Бжишкяном(Минас Медици) в книге «Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани», изданной впервые в Венеции в 1830 году. По описаниям, речь идет о хачкаре, хранящемся в ростовском Сурб Хаче.
Насколько верна эта легенда, трудно сказать, но в древности хачкара сомневаться не приходится. Современные исследователи считают, что этот камень-крест – IV–VI веков. В любом случае этому хачкару столько же лет, сколько армяне исповедуют христианскую религию. Этот хачкар – самое дорогое, что есть у донских армян!
Георгий БАГДЫКОВ