nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В 1779 году армяне-переселенцы из Крыма прибыли на пустующие земли, располагавшиеся возле крепости Святого Димитрия Ростовского. Но почему была выбрана именно эта земля? На этот вопрос можно найти ответ, прочитав монографию В.Б. Бархударяна «История армянской колонии Новая Нахичевань».
Еще когда только начиналось переселение в Россию, армянская общественность Крыма послала в Петербург своих делегатов Арутюна Спандова и Карапета Амирова с прошением ускорить получение высочайшей грамоты Екатерины II. Крымским армянам огромную помощь оказал Иван Лазарев (Ованес Лазарян), выдающийся просветитель, дворянин, имевший доступ к царскому двору. Возглавлял армянских переселенцев архимандрит Петрос Маркосян, который поддерживал тесные связи с Лазаревым.
Армянские делегаты долго искали подходящее место для своего пристанища. Скитаясь по России, они достигают Дона и останавливают свой взор возле крепости Святого Димитрия Ростовского. В июне 1779 года армянские делегаты Карапет Восканов, Акоп Аксентов, Саргис Манвелов специальным письмом напоминают Г. Потемкину о его согласии дать возможность армянам поселиться на выбранном ими месте.
С бассейном Дона крымские армяне были знакомы давно. Они в этих местах бывали, вели торговлю. Так что выбор Донской земли был неслучаен.
Переселенцы направляют еще одну делегацию к предводителю епархии российских армян Иосифу Аргутинскому (Овсепу Аргутяну). Делегаты Ованес Абрамян, Мкртыч Петросян, Даниел Григорян встретились с Аргутинским в Москве. Аргутинский остановился в Москве, следуя из Астрахани в Петербург для освящения новой армянской церкви, построенной Лазаревым. Аргутинский обращается к Г. Потемкину с просьбой ускорить получение армянами высочайшей грамоты Екатерины II. Потемкин содействует этому вопросу, и 14 ноября 1779 года Екатерина Великая подписывает высочайшую грамоту, дозволяя армянам селиться на Донской земле, основать город Нор-Нахичеван и пять армянских сел. Она дарует им множество льгот и земель. 26 ноября 1779 года делегаты Ованес Абрамян и Карапет Восканов получают грамоту и возвращаются к месту поселения. Навстречу переселенцам вышли местные крестьяне и жители крепости Святого Димитрия Ростовского. Их встречали под звуки военного оркестра, принадлежащего крепости. Тут же для всех присутствующих была зачитана грамота императрицы Екатерины Великой.
Местом поселения крымских армян оказалась обширная равнина на правом берегу Дона. Выбор места был удачен. Ведь климатические условия позволяли заниматься земледелием, скотоводством, садоводством, рыбоводством, и, наконец, армяне здесь могли заниматься своим любимым делом – торговлей. Но начать строительство города и деревень сразу оказалось невозможно. Начались холода. Часть переселенцев разместилась в казачьих станицах, часть – в Полуденке. Много армян зимовало в землянках или просто на подводах в открытой степи. Так что им было непросто пережить зиму. Тем более что с такими сильными холодами они в Крыму не сталкивались.
С наступлением весны армяне берутся за строительные работы. Прибывшие из шести городов Крыма армяне объединяются и основывают город, как это было сказано в указе, под названием Нахичевань. Деревенские жители Крыма основывают пять сел: Чалтырь, Большие Салы, Малые Салы, Крым и Несветай.
9 мая 1780 года архиепископ Иосиф Аргутинский и Иван Лазарев были на аудиенции у императрицы, затем они посетили наследника. Екатерина II интересовалась, в каком положении находятся армяне-переселенцы. После аудиенции Аргутинский и Лазарев отбывают в Нахичевань, чтобы на месте заняться нуждами своих соотечественников.
В ноябре этого же года архиепископ Иосиф Аргутинский вновь посетил армянские села и Нор-Нахичеван. Его лично встречает комендант крепости Святого Димитрия Ростовского генерал-майор С. Гурьев. Генерал-майор Гурьев сопровождает Аргутинского на место будущего города, которое тогда еще было совершенно пустынно. Если, конечно, не считать нескольких хижин-времянок, где от непогоды укрывались переселенцы.
Архиепископ Аргутинский благословил армян на строительство города Нор-Нахичеван, освятил вновь строящиеся церкви. Начинаются строительные работы. Из Петербурга поступает план города. Считается, что план Нахичевани составил известный русский архитектор И. Старов. Начинаются торжества по случаю основания города Нахичевани. Архиепископ Иосиф Аргутинский освящает землю и воду нового местопребывания армян. В сооруженной из дерева церкви Святой Богородицы Аргутинский зачитывает кондак-поздравление Католикоса всех армян Симеона в честь основания города Нахичевана. На этих торжествах присутствовали комендант крепости Святого Дмитрия Ростовского, донские кавалеристы, казаки, военный оркестр. Торжественный салют из орудий крепости Святого Дмитрия Ростовского известил о знаменательном событии – основании нового города Нахичевани. Затем архиепископ Иосиф Аргутинский освятил армянские села, а также сельские церкви.
Армянам было непривычно начинать жить на просторной донской равнине, лишенной гор и возвышенностей, к которым они привыкли. Тем более что места наши тогда назывались «диким полем». Единственным цивилизованным населенным пунктом была тогда крепость Святого Димитрия Ростовского. Трудности первых лет жизни, суровый донской климат невольно побуждали нахичеванцев вспоминать оставленную ими Родину – Крым. Так, я с детства слышал предания о том, что дети брали божью коровку на ладонь и пели грустную песенку: «Божья коровка, божья коровка, которая из дорог в Крым ведет?»
Однако армяне освоились на Донской земле довольно быстро. По указу императрицы Екатерины Великой армянское общество, независимо от сословий, освобождалось от уплаты налогов. Десять лет с армянских купцов не брали налогов вообще. Затем стали брать один процент от всего капитала.
Неимущим в первый год выдавались продовольствие, семена, фураж, оказывалась и другая неотложная помощь. Возвращать свои долги государству они могли спустя десять лет. А строительные материалы предоставлялись переселенцам бесплатно! По указу императрицы Екатерины Великой армян также не брали служить в армию, если только они сами этого не пожелают. Армяне были свободными гражданами в крепостной России. Донским армянам разрешалось строить церкви, совершать религиозные обряды согласно правилам Армянской Апостольской Церкви. Руководил всей общественной жизнью армянской колонии магистрат.
Все это вызвало большой энтузиазм и одобрение в самой Армении, которая тогда была разделена между Османской империей и Персией. Екатерина Великая в лице армян и Армянской Апостольской Церкви видела своих союзников в проводимой ею политике, в том числе в Закавказье. Был налажен политический диалог между Армянской Апостольской Церковью и русским императорским двором. У Екатерины Великой сложились добрые и теплые отношения не только с архиепископом Иосифом Аргутинским, одним из основателей Нахичевани, но и с самим Католикосом всех армян Симеоном (Симеон Ереванци). Специальной грамотой Екатерина Великая признает права Араратского престола в отношении армян, живущих в России, и приказывает им подчиняться только ему!
Все вышеизложенное я привел специально для того, чтобы показать какую огромную роль сыграла императрица Екатерина II в истории не только России, но и современного Ростова. Ведь Нахичевань сейчас является неотъемлемой частью города Ростова-на-Дону. А значит, не только Елизавета Петровна, но и Екатерина Великая стояла у истоков современного Ростова. Поэтому памятник императрице непременно должен появиться в центре Нахичевани.
Георгий Багдыков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *