nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Хочу пояснить, что значит матах. Матах – это обрядовая традиция, существующая именно в Армянской Апостольской церкви. Дословно матах означает «Вознести соль» («матуцанел» – вознести и «ах»-соль). Надо сразу сказать, что матах – это не жертвоприношение, как думают многие. В Армянской Апостольской церкви нет никаких жертвоприношений! Главный смысл матаха – это дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвования. Совершать матах можно в виде благотворительной трапезы либо в виде раздачи мяса своим близким или нуждающимся. Для совершения матаха необходимо животное, которое должно быть особью мужского пола (ягненок, бычок, голубь или петух) и соль. Кстати, у армян традиционен и символический матах, когда голубь просто выпускается в небо.
Поскольку матах – это не связанное с кровью жертвоприношение, то роль священнослужителей сводится лишь к освящению приносимой жертвователем соли. То есть Армянской Апостольской церквью благословляется не само животное, а именно соль. Соль очищает животное. Этой солью оно кормится (например, молодой барашек), а после забоя мясо варится в воде, приправленной именно этой солью. Ничего, кроме соли, к мясу не добавляется. Важно отметить, что вместо мяса животного может быть совершено любое другое пожертвование. Например, можно пожертвовать хлеб, одежду, деньги. Это тоже матах. То есть смысл матаха – это пожертвование бедным и близким. Смысл матаха прежде всего в милосердии и в благотворительности. Ведь тот, кто совершает матах, подает хлеб насущный неимущим и тем самым исполняет заповедь. Матах в Армянской Апостольской церкви существует с момента ее возникновения. В 301 году нашей эры Армения приняла христианство как государственную религию. Думаю, нетрудно посчитать, сколько лет армяне делают матах.
Но советская власть в 1920-е годы активно боролась против религии. Сносились и закрывались православные церкви, в том числе и армянские. Искоренялись веками установившиеся обряды. Например, такие, как «матах». Как писал управляющий Нахичеванской-на-Дону епархии архимандрит Муше, «то, чего не смогли добиться всесильные султаны вроде кровожадного Абдул-Гамида, и изуверы-курды, то позволили себе представители советской власти в Чалтыре» .
Действительно, в 1920-е годы чалтырские власти отобрали у церкви котлы, в которых варился «матах», чем лишили верующих прав совершать религиозные обряды.
В тридцатые годы армянские сельские церкви были закрыты, но в сороковые годы они начали действовать вновь. Но борьба с религией и верой на этом не прекратилась. В 1960 году исполком Мясниковского районного совета депутатов трудящихся принял решение «об изъятии у религиозной армяно-григорианской общины здания недействующей церкви «Во имя спасителя» в с.Крым Мясниковского района». Это решение было поддержано на заседании Ростовского облисполкома 27 мая 1960 года за №269. Принятое решение мотивировалось тем, что церковь посещает незначительное количество верующих. Кроме того, в ноябре 1959 года по состоянию здоровья из церкви ушел священник Акопов Роман Карапетович.
В своем решении Ростовский облисполком ссылается на постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, в котором предусматривалось в случае необходимости использовать культовые здания для государственных или общественных целей. Та же печальная судьба постигла армянскую церковь в селе Большие Салы.
Один из самых трагических эпизодов в истории Нахичевани – это разрушение армянского кафедрального собора. В книге В.Г.Вартаняна и С.С.Казарова «Армянская Апостольская церковь на Дону» приводится уникальный документ, который сохранился в Государственном архиве Ростовской области. Это письмо прихожан армянского кафедрального собора имени Григория Просветителя на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева. В этом письме, в частности, говорится: «Мы, граждане армянской национальности, как верующие, так и неверующие, глубоко возмущены действиями советских и партийных органов г. Ростова-на-Дону, лишивших нас святого храма и старинного художественного архитектурного памятника … Мы, верующие, обращаемся лично к Вам с убедительной просьбой расследовать обстоятельства, сопровождающие отбирание здания Армянского Собора, и убеждены, что Президиум Верховного Совета поймет наше справедливое и законное желание и восстановит нарушенную законность». Никакого ответа на это письмо не последовало. Когда взрывали здание собора, многие старожилы Нахичевани не могли сдержать слез. Сейчас возле Дома Народного творчества (бывшего ДК «Красный Аксай) стоит памятный хачкар (камень-крест). Установлен он был в 2001 году Нахичеванской-на-Дону армянской общиной в честь разрушенного армянского собора Святого Григория Просветителя.
К счастью, сейчас у нас в стране и на Дону отношение к религии изменилось. Вновь открываются церкви, строятся новые храмы. Никто не преследует людей за веру в Бога, за то, что они ходят в церковь. Вновь донские армяне, никого не боясь, совершают матах. Но давайте не будем забывать свою недавнюю историю. Надо делать выводы из ошибок прошлых лет.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *