nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

История переселения крымских армян на Дон известна относительно неплохо. Скажу лишь, что, переселив крымских христиан в 1779 году на новые земли, императрица Екатерина Великая решила много важных задач. Этим самым переселением она экономически ослабила Крымское ханство.

Понятно, что Екатерина Великая хотела, чтобы христиане Крыма способствовали развитию юга Российской империи. Ведь армяне, например, должны были не только осваивать новые земли, но и по ее замыслу, развивать на Дону ремесла и торговлю. Так и получилось, как и рассчитывала императрица.

Путь на Дон у армян был долгим и тяжелым. Немало их погибло по дороге к новой родине. Но Екатерина II обещала переселенцам льготы. И не обманула.

Указ от 14 ноября 1779 года об основании города Нор Нахичеван (впоследствии Нахичевани-на-Дону) и пяти армянских сел был зачитан приблизительно на том месте, где сейчас в Ростове находятся площадь имени Карла Маркса и здание Театра юного зрителя (нынешнего Академического молодежного театра). По указу армянские переселенцы принимались в подданство России как свободные граждане. Это в крепостной России! Было отведено огромное количество земли для будущего города Нахичевани и армянских сел. Выделялись ссуды для обустройства жилья и прочих нужд.

Давались права свободной торговли внутри России и за ее пределами. Правительство предоставило перспективы армянам строить свои заводы, фабрики, разводить фруктовые сады и виноградники.

Екатерина Великая дала возможность армянам заниматься рыболовством и судоходством, а также создать собственное самоуправление по российскому закону, но «согласно их обычаям и нравам».

Донским армянам разрешалось строить церкви, совершать религиозные обряды согласно правилам Армянской Апостольской церкви. Руководил всей общественной жизнью армянской колонии магистрат.

К середине девятнадцатого века магистрат Нахичевани был упразднен. Появилась Нахичеванская Дума, которая работала, опираясь исключительно на российское законодательство. Дума рассматривала экономические вопросы жизни армянской диаспоры, благоустройства города и строительства дорог. Кстати, первые выборы в Нахичеванскую Думу состоялись в1872 году.

Нельзя не вспомнить и о том, что на новой родине армян гостеприимно встретили донские казаки. Екатерина Великая все верно рассчитала. Вера у армян и казаков общая, враги тогда тоже были общие. Южные земли Российской империи (или Новороссии, как тогда называли эти места) были еще необжитыми и малонаселенными. Армяне же торговлей и ремеслами способствовали активному развитию региона.

Донские армяне были всегда благодарны за те льготы, которые им были дарованы императрицей Екатериной Великой. Да и все последующие цари подтверждали эти привилегии донских армян.

Как я уже писал, императрица Екатерина Великая подарила армянам немало земель. В частности, город Нор Нахичеван, если так можно выразиться, был крупным землевладельцем.

Известный архитектор Оганес Хачатурович Халпахчьян в монографии «Архитектура Нахичевани-на-Дону» пишет, что отведенная для Нахичевани площадь была рассчитана на перспективу роста города до 85–90 тысяч человек. А это уже немаленький город для того времени.

Халпахчьян, в частности, отмечает: «Территория эта более чем в четыре раза превышала площадь крепости Димитрия Ростовского и была в пять раз больше вместе взятых площадей Солдатского (300×390 саж.) и Доломановского (230×290 саж.) форштадтов, что свидетельствует о той значительной роли, особенно торговой, которую должен был играть новый город в низовьях Дона».

Сегодня мало кто знает о том, что левый берег Дона, значительная часть территории современного Сельмаша и нынешнего Северного жилого массива принадлежали Нахичевани. Более того, до середины девятнадцатого века Нахичевань-на-Дону была одним из крупных и экономически развитых городов юга России.

Пожалуй, нет в Ростове такого человека, который бы не знал о существовании Зеленого острова или хотя бы раз не посетил его. Так вот, Зеленый остров раньше тоже принадлежал Нахичевани-на-Дону.

Интересно, что по «Плану города Нахичевани-на-Дону. Съемки 1918 года» остров назывался Зеленый (Нахичеванский). То есть название острова Зеленый — старое. Только его еще именовали и Нахичеванским.

Очень быстро (по историческим меркам, конечно) стали родниться армянский, русский, украинский народы и казаки на донской земле. И если вначале казаки испытывали некоторое недоверие к пришлому этносу из Крыма, то потом стали относиться как к родным. В разговоре между собой казаки донских армян нередко называли «нашими армянами».

На мой взгляд, очень интересно и образно описывает, как роднились армяне и казаки между собой, нахичеванский поэт, драматург, педагог и музыкант Федор Сергеевич Готьян в романе «Антон Горбонос»:

«Живя в постоянном соседстве с украинцами и казаками, армяне много заимствовали у них, но и сами тоже передавали им свое, издалека завезенное. Нити сплетались… Старуха-армянка рвала на себе волосы, проклиная сына за женитьбу на русской, пьяный казак волочил по сараю было сворованную «черномазым» дочь… Корни уходили вглубь, все больше и больше завязывался узелок…».

Неоценимую помощь армянским беженцам оказали донские казаки в 1915 году. Спасаясь от геноцида во время Первой мировой войны, тысячи армян бежали в Россию, в том числе и в Нахичевань-на-Дону.

Сбор средств в пользу армянских беженцев проходил по всей области Войска Донского. В. Сидоров в «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» приводит текст воззвания того времени: «Наступили кошмарные дни для армян… Разбойные турецкие орды не признают никаких божеских и человеческих законов. Они грабят, насилуют, убивают беззащитных армян. Стариков и женщин без всякой жалости истребляют. И вот турецкие армяне обращают свой взор на Белого царя и русский народ, с надеждой ждут спасения от злого турецкого насилия». (Владимир Сидоров. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Донская государственная публичная библиотека Ростова-на-Дону. 1994. Стр. 68).

Два города, Ростов и Нахичевань, связывала между собой межа. Это нынешняя территория Театральной площади.
Интересно, что раньше именно здесь, на Ростово-Нахичеванской меже, проходили народные гулянья. Особенно торжественно отмечали в Нахичевани Пасху и праздник в честь Святого Георгия (Хдрелез или Хдрлез).

Праздновали донские армяне Хдрелез на меже рядом с церковью Святого Георгия в Нахичевани. А эта церковь находилась на границе (меже) с Ростовом, несколько ниже здания Управления Северо-Кавказской железной дороги, ближе к ростовской границе.

А еще рядом с Ростово-Нахичеванской межой была возведена русская православная Софиевская церковь. Располагалась она напротив Александровского сада Нахичевани (ныне парк имени Вити Черевичкина), буквально через дорогу. От Софиевской церкви к центру Нахичевани шла Софиевская улица (ныне Первомайская). Рядом с храмом была и Софиевская площадь.

Вот так сближались города Ростов и Нахичевань-на-Дону, роднились русские и армяне. И сегодня мы по праву говорим о том, что армяне — это автохтонные, то есть коренные, жители донского края.

Почему же армян считают коренным народом Дона?

В Интернете, в различных справочниках, вы можете прочитать о том, что автохтонный народ — это народ, населяющий определенную территорию с древних времен и имеющий уникальную культуру, язык и традиции. Термин «автохтонный» происходит от греческого «αὐτός» (autos), что означает «сам» или «свой», и «ὅθεν» (hothen), что можно перевести как «откуда». Таким образом, автохтонный народ — это народ, считающий себя принадлежащим к земле, на которой он живет.

А донские армяне уже не мыслят свое жизни без России и донского края. Да и история Ростова немыслима уже без Нахичевани и донских армян.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *