nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

11 августа 2017 года. 8.30 утра. Со всего Ростова к назначенному времени и к назначенному месту (пересечение улиц Шаповалова и Алейникова, что в 500 метрах от мемориала «Змиевская балка») подъезжают на автобусах и частных машинах, приходят ростовчане. Группами, семьями, по одному… Они стекались со всего города сюда – к месту казни тысяч и тысяч своих сограждан, в основном евреев, чтобы почтить в этот день их память.

Все было как тогда – 75 лет назад. То же небо – ослепительно голубое и безоблачное. Та же ростовская изнуряющая августовская жара. Те же улицы города. На рукавах у большинства те же повязки со Звездой Давида.
– Вы еврейка? А я думала, что вы… – проговорила удивленно молодая женщина, сотрудница городской администрации, увидев у меня на руке повязку со Звездой.
– В этот день мы все евреи, – ответила коротко знакомой и, слившись с толпой, пошла дальше этой страшной дорогой, по которой шли 11 августа 1942 года ростовские евреи.


Объяснять, почему я, армянка, надела повязку с символом еврейства – Звездой Давида, не стала. Говорят: если надо объяснять – то и не надо объяснять. Особенно ТАКОЕ. Особенно в ТАКОЙ день.
Мемориал «Змиевская балка» – это своеобразная Долина смерти, «живое» свидетельство трагедии Холокоста, когда людей – обычных жителей большого многонационального города – убивали за одну только «провинность» – они были евреями. «Змиевская балка» –
это извечный позор Ростова, позволившего случиться массовой казни своих сограждан, самой многочисленной из всех подобных мест на территории России. Но «Змиевская балка» – это и потрясающая своей внутренней силой Миссия, возложенная самой Историей на ростовчан – сохранить память о случившемся, об этой вопиющей несправедливости, неправедности, бесчеловечности… «Змиевская балка» – это как шрам на «теле» города, который, пусть и зарубцевавшись, не исчезнет никогда. НИКОГДА!

Об этой Миссии перед памятью об ушедших, о необходимости передать потомкам историю их гибели говорил посол Израиля в России Гарри Корен, специально приехавший в Ростов, чтобы пройти Маршем живых, склонить голову у Вечного огня, установленного в подножии гигантской «чаши» мемориала. Вместе с ним приехали в Ростов из Москвы, чтобы пройти в этот день 11 августа 2017 года Маршем живых и представители Российского еврейского конгресса…. Но приехали и просто евреи – члены еврейских общин Красноярска, Брянска, Ставрополя, других городов России. Да и не только России…
Приехал из Калининграда рэб Давид Шведик, в прошлом раввин ростовской синагоги. Именно его нынешний раввин ростовской синагоги Хаим Данзингер попросил прочесть поминальный кадиш. По правилам иудаизма кадиш читается близкими родственниками-мужчинами ушедших. Но что остается делать, если в Змиевской балке лежат целыми семьями, если не осталось у них потомков по мужской линии?! Хор Московской хоральной синагоги под управлением Леонида Бара тихо подпевал ему. Хор исполнил несколько нигунов, терзая своим пением души слушателей, но и утешая их, вознося молитвенно куда-то ввысь наши мысли. Туда, где (хочется думать) царит Высшая справедливость, где нет места этим страданиям, что выпадают на долю живых…
Но все это было после официальной части: возложения венков губернатором Ростовской области Василием Голубевым, представителями городской администрации, духовенства, казачества, митинга, посвященного этой скорбной дате. Конечно же, на митинге произносились правильные справедливые слова о том,как важно противодействовать фашизму и экстремизму, как необходимо помнить уроки войны. Но слушая, невольно при этом думалось не о политике, и даже не о прошедшей войне. Признаюсь, я ощутила вдруг и пронзительно невозможность стоять на ЭТОЙ земле, осознавая, что под ногами моими и всех, кто находится здесь и сейчас у подножия мемориала, покоятся останки тысяч и тысяч невинноубиенных. Детей, женщин, стариков… О чем они думали в минуты казни, как молились, кому адресовали свои крики, как переносили эту нестерпимую боль и страдания за близких?!


Стоящий рядом со мной Стас Нови, талантливый юрист, в обычной жизни веселый человек, верный друг и образцовый отец семейства, произнес глухим голосом:
– Утром проснулся раньше всех в доме. Заварил кофе, сделал бутерброды, чтобы позавтракать перед дорогой. Посмотрел на небо, подумал: ох, снова будет жара… А потом как ошпарило – в такой же день 11 августа, только 75 лет назад ОНИ так же готовили себе завтраки перед ЭТОЙ дорогой…
Он замолчал. Молчали и мы, не особенно вслушиваясь к тому, что говорят выступающие, прислушиваясь больше к тому, о чем и по ком плачут наши сердца.

Говорят, время лечит. Ничего подобного. Не лечит! И мы – армяне – это знаем! Более ста лет нас отделяет от трагических событий – геноцида нашего народа в Османской Турции. Но разве уменьшилась наша общая всенациональная боль и ужас от произошедшего? Говорят, что Гитлер на вопрос генералов относительно еврейского вопроса посоветовал не брать в расчет мнение мировой общественности. Ответил им: «Кто, в конце концов, помнит сегодня об истреблении армян?» И в его словах был свой «резон». Ужас Второй мировой войны, унесший десятки миллионов жизней, безумие фашистов, обосновывающих свою убийственную ненависть к другим людям лишь их принадлежностью к иной вере, нации, идеологии. И, кто знает, может, народы Европы избежали бы ужаса войны, им не пришлось бы платить такую страшную цену за прививку против фашизма, если бы в 1915 году была дана ими должная оценка того, что произошло с армянским народом.
Чем больше времени проходит, отдаляя нас от той роковой даты 11-12августа 1942 года, от тех дней Великой Отечественной войны в целом, тем все горше и горше становится. Тем все отчаяннее задаешься вопросом: как могло человечество в очередной раз допустить подобное?! Как?! Нет ответа… И прощения нам всем, каждому в отдельности, не только фашистским нелюдям, но и обычным людям, допустившим зарождение этой человеконенавистнеческой идеологии, тоже нет. Ну нет!
Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *