nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

На протяжении двух тысяч лет своего существования армянский народ вступал в контакты с разными цивилизациями и бывал в самых разных частях света. В результате у армян образовалось немалое число субэтносов, таких групп армянского народа, обладающих особой территорией проживания и происхождения. И если ряд субэтносов (вроде черкесогаев, амшенцев, франгов и т. д.) дожили до наших дней, то многие канули в лету.

Самое первое описание армянского субэтноса мы встречаем в античную эпоху, из уст Плиния Старшего. В «Естественной истории», описывая географию Армении и Кавказа, он указывает на «арменохалибов», проживавших на северо-западе Армянского нагорья, недалеко от Трапезунда. В английском переводе они также известны как «iron Armenians» («железные армяне»). Судя по всему, эта была группа армян, вступившая в контакт с халибами, одним из местных малоизученных народов, под которым также могли иметь в виду различные народы у побережья Черного моря. Они были известны грекам как первые, кто освоил металлургию и кузнечное дело, отчего даже греческое «халкос» (медь) и латинское «халибс» (сталь) возводили к их названию. Судя по всему, на этапе становления Великой Армении армяне, находившиеся у Черного моря, образовали с ними одну этническую группу. Позже арменохалибы, скорее всего, растворились в армянах или картвелах.

Намного позже и дальше Армянского нагорья мы встречаем такой народ, как «апархаики». Упоминает этот народ Егише. Они состояли в персидской армии наряду с кадусиями и гуннами. Но причем тут армяне? Дело в том, что их название трактуют как «АпарХаик», то есть «армяне Апара». Апар — это область Ирана с центром в Нишапуре, также известная как Хорасан.

Сюда, судя по армянским свидетельствам, очень часто поселяли армянские отряды для обороны от нашествий кушанов. Себеос также упоминает на востоке Ирана «народы, уведенные из Армении и поселенные у подножия великой пустыни, на пределах Туркестана и Делхастана». Однако они уже не помнили ни языка, ни религии. Однако у них все же нашелся священник, Абель, при котором те начали возвращаться к языку и вере. Кроме них, на этих территориях были и «кордийцы», то есть жители Кордука, одного из ашхархов Великой Армении, известные раннее как кардухи. Таким образом, под «апархаиками» могли также иметься в виду не только армяне, но и вообще выходцы из Армении, частично утратившие культуру, но и частично нашедшие ее вновь.

На заре VII века перед нами предстает особая религиозная групп армян — тондракийцы. Эта была ветвь павликианского движения, проповедовавшего борьбу с церковью и церковными традициями, равенство всех людей, а также утверждавшего в духе иранского дуализма о борьбе добра и зла. Само павликианское движение зародилось в Армении и было также основано армянином, известным как Павел Армянин. Став реакцией крестьян и бедных масс на тяжелые налоги Византии, арабское нашествие, и вдохновившись восточными гностическими движениями вкупе с неприязнью к церковным обрядам и почитанию икон, данное движение стало крайне успешным в стремлениях к анархическому строю, захватив даже Ангору (нынешняя Анкара), Никею и дойдя до Эфеса. Столицей был город Теврик.

Что касается тондракийцев, то это была исключительно армянская ветвь павликиан, так как в состав последних входили вообще христиане Малой Азии, включая греков и ассирийцев. Хоть и часто павликиан делали синонимом армян. Тондракийцы названы в честь горы Тондрак (ныне Тендюрек в Турции), возле которой те формировали независимые коммуны, считая себе, в отличие от церкви, единственно настоящими христианами. На фоне упадка Армянского царства их движение стало так популярно, что в ряды тондракийцев попадали и городские армяне, и даже священники ААЦ. Однако павликиане потерпели поражение от Византии в X-XI вв., как и движение тондракийцев ослабло после передачи Армении в тех же веках под контроль Восточной Римской империи. Движение павликиан повлияло на многие другие движения в Европе (вроде богомилов, катаров, альбигойцев), а также на протестантское движение вообще. Следы тондракийцев прослеживались аж до XIX века.

Кроме христианского субэтноса среди армян сохранялись и приверженцы армянскому язычеству. Они были известны как «аревордик» (сыны Солнца) и встречались в Амиде, Маназкерте, Киликии. Нерсес Шнорали отмечает, что таковыми были те армяне, кто отказался от крещения еще в IV веке. Они продолжали жить изолированно в своих поселениях, однако в городской среде притворялись христианами, дабы избежать преследований. Армянские же священники пытались их обратить в христианство, при этом отмечая возможное влияние зороастризма на религию аревордиков. В последующем многие из них были убиты и изгнаны арабами и тюрками. Последние следы аревордиков известны до Геноцида армян, после чего их и так малые остатки были истреблены.

В VIII веке на территории некогда ашхара Утика на фоне многих других кочевий в регион приходит с севера венгерское племя. Осев на этих территориях, они вступили в контакт с местным армянским населением и были обращены в армянское христианство. Их армяне упоминают как «Севордик», то есть «черные сыны», арабы отсюда как «сийавурдиа», а в греческих источниках они значатся как «саварти». В Тавуше так же называлась одна из областей. Интересно: с норвежского «svartr» переводится как «черный», так что их название могло иметь как армянское, так и скандинавское происхождение ввиду схожести корней. Впрочем, не надо забывать, что армянское «sev» (черный) происходит от такого же индоевропейского корня, что и «svartr». Севордики так плотно влились в армянский народ, что Масуди упоминает их как «одно из армянских племен». Интересно, что армяне с севордиками не раз поднимали в Утике восстание против арабов. Был также известен род Севордик, представителями которого были князья Георг, Аревес, Ктрич и ряд других, участвовавших в борьбе с арабами также в составе армянской армии. В последующем они окончательно растворились в армянском народе.

Кстати, если касаться тюрков, то в XVI веке на территории нынешней Западной Украины появляется такой феномен, как «армяно-кыпчакский язык». Речь идет о кыпчакском языке, записанном, однако, армянским алфавитом. С XI века армяне начинают миграцию из павшего Анийского царства в Европу, которая продолжилась в XII-XIII вв. после нашествия монголов.

Многие армяне осели в Крыму, где, видимо, подверглись ассимиляции и переняли язык местных тюркских племен, однако сохранив христианство и письменность. Известно более 100 произведений, написанных этим армяно-кыпчакским языком, в том числе молитва «Отче наш», а также судебник Мхитара Гоша для ведения правосудия в среде армяно-кыпчаков. Судя по всему, под армяно-кыпчаками имелись в виду не только армяне, говорившие на «хыпчах тили» (кыпчакском языке), но и те из кыпчаков, которые приняли каноны Армянской Апостольской Церкви, что автоматически делало их армянами конфессионально. Данная письменность позволила изучить один из древних тюркских языков задолго до того, как у самих тюрков появилась письменность. Уже с XVII века исчезают следы употребления данного языка и, судя по всему, армяно-кыпчаки окончательно растворились в среде тюркских племен.

Это лишь малая часть сведений о том, как армяне вступали в контакты с иными народами или формировали особые субэтничности на основе отдельной от подавляющего числа армян религии или языка. Большинство из этих уникальных примеров слияний позже исчезло, либо став элементом армянского народа, либо ассимилировавшись в составе иных этносов и народов.
Артур АКОПЯН
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *