nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В прошлогоднем выпуске газеты «Нахичевань-на-Дону», посвященной 100-летию геноцида армянского народа в Османской империи, был опубликован снимок мальчика, держащего черно-белую фотографию некоего пожилого человека. Этот снимок облетел все информационные агентства мира. В течение года нам писали наши читатели с просьбой рассказать об этом маленьком патриоте и о человеке с фотографии. Мы долго искали героев, и сегодня отец этого ребенка специально для нашей газеты расскажет о судьбе человека с фотографии, историю его борьбы за сохранении рода, семьи и победу над смертью.

Меня зовут Шааан Самвелян. Никогда бы не подумал, что мои сыновья – 4-х летний Тигран и 2-х летний Баграт – станут причиной публикации в нашей общинной газете.
Несколько слов о себе, чтоб понять мою мотивацию к написанию данной статьи.
Очень сложно и непривычно говорить о себе и своем детстве. Есть некая внутренняя установка, которая не позволяет выставлять на обозрение миру сокровенные воспоминания детства, юношества. Но все же…
Помню себя с семи лет за большим офицерским атласом, когда на листах военно-исторических карт я с жадностью искал слова «Урарту» и «Армения». Тогда я еще не осознавал, что это увлечение станет фундаментом для восприятия армянского мира, формирования понятий: справедливости, ответственности и наконец, долга перед прошлым, настоящим и будущим.
Всю свою жизнь я чувствую некую генетическую связь, а именно связь с моими предками, переданную мне по крови моим отцом – Гамлетом Ониковичем Самвеляном и матерью – Самвелян (Асатрян) Рузанной Мнацакановной. Чувствую предков, их невзгоды, лишения, страдания, борьбу, их мольбу о справедливой мести, требования к возвращению нашей родной земли и, наконец, завещания оставаться достойными сынами нашей древней нации. Чувствую, как некая сила передает эту связь моим детям – Тиграну и Баграту. Чувствую и горжусь!
Хотел бы отметить, что все это ни в коей мере не мешает оставаться достойным человеком. Быть благодарным к приютившей меня и миллионы армян великодушной России. Оставаться ее патриотом и защитником ее интересов.

24 апреля 2015 года
Более тридцати лет я ждал этой даты. Надеялся, что когда-то, в далеком 2015 году, все мировое сообщество дружно поддержит чаяния многострадального народа и вместе с ним шагнет в новую эпоху, где не будет места ни расизму, ни национально-религиозной ненависти, где не будет места новым геноцидам. Как часто выражается безгранично мною уважаемый политолог Евгений Сатановский: «Мммммда!…».
Зачем-то я распечатал фотографию прадедушки (до проведения первой акции «Бессмертный полк» оставалось еще две недели), подготовил видеокамеру и фотоаппарат, и, взяв с собой ничего не подозревающих сыновей, двинул на площадь.
Вопрос: зачем? Это большой исторический, философско-психологический вопрос, на который у меня один ответ – генетическая связь.
Тигран, будучи четырехлетним мальчиком, уже стал понимать, кто на фотографии и на каком мы мероприятии, в противоположность моему маленькому Багратику, которому недавно исполнилось всего лишь два годика. Его поведение для меня стало настоящим испытанием.
Я всего лишь хотел запечатлеть миг присутствия моих сыновей рядом с моим народом, как вдруг мы оказались в центре событий. Это я понял, когда журналисты начали фотографировать Тиграна и просили нас не оставлять колонну. Первые фотографии с Тиграном я увидел на интернет-ресурсах, где мировые новости сообщали о мероприятиях, проводимых в армянской диаспоре. Тигран представлял Ростов-на-Дону. Далее вышел номер газеты «Нахичевань-на-Дону» и на первой полосе спецвыпуска была та самая фотография.

Остаться
Эту историю мне не раз рассказывала средняя сестра моей матери – моя любимая тетя Сусанна Мнацакановна. Именно она владеет тем важным источником информации, которую нужно сохранять и передавать потомкам. К сожалению, мне не довелось об этом поговорить лично с моим дедушкой Мнацаканом Князьевичем Асатряном. Может быть, из-за моей юношеской стеснительности, а может, из-за нашего нежелания осознать то, что жизнь окружающих нас родных, как, впрочем, и наша жизнь, может быть не вечной и мы можем что-то не успеть, оставляя все на потом.
Итак, на фотографии Князь Мелконович Асатрян, 1888 года рождения, уроженец города Муш, Битлисского вилайета (провинция Тарон), был образованным (владел четырьмя языками), по характеру добрым, высокого худощавого телосложения человеком. Семья Асатрян занималась торговлей и была достаточно зажиточной и известной на Мушской равнине.
В 1910 году делегация во главе с отцом двадцатидвухлетнего Князя – Мелконом Асатряном въезжает в поселок Коп для сватовства сына с девушкой по имени Шохик. Но Князь неожиданно для всех замечает ее шестнадцатилетнюю двоюродную сестру, Нушик Арутюновну Вардапетян и влюбляется в нее. В том же году они играют свадьбу.
Хотелось бы отметить, что дядя Нушика Петрос Вардапет являлся священником церкви св. Арутюна поселка Коп. Ему удается спасти во время геноцида святое писание «Шек Аветаран». Данная книга до сих пор хранится в семье его сына – Гургена Вардапетяна, который проживал в городе Тбилиси.
Скоро в семье Князя появляется первенец по имени Вараздат. Этот всеми обожаемый малыш не доживает до известных событий и умирает. Но пик человеческой трагедии еще впереди.
1915 год. Князь теряет родителей, семью брата и, спасая свою молодую беременную жену, бежит. Как вспоминала бабушка Нушик, они, как и многие армяне думали, что вернуться в Муш, поэтому брали с собой только самое необходимое. Золото и драгоценности семьи закопали в кувшине под стенами дома, взяв с собой в дорогу деньги и украшения Нушик.
Я не смогу описать вам те страдания и унижения, которые пережили мои родные. Ведь мои прадед и прабабушка, как и многие пережившие трагедию люди, старались не вспоминать и не возвращаться в эти ужасные годы. Но как им можно было скрыть то, что за годы скитаний, 1915 — 1924 г.г., они потеряли своих шестерых детей!? Были ли они убиты или не вынесли голода, холода, знают только их детские души, и только эти грустные глаза на фотографии дедушки Князя могут поведать об этом. Шесть жизней, шесть ангельских душ!..
1924 год, столица Советской Армении – Ереван. Начало новой жизни, надежд! Нужно забыть, нужно работать и нужно надеяться. Вот и родная Нушик носит в животе младенца! Спасибо, Боже!
1925 год рождается Гриша.
1927 год. Гриша не дожил до двух лет.
В том же году рождается девятый ребенок (мой дедушка). Прадедушка Князь называет его Мнацаканом (Մնացական – пер. с арм. остаться, оставшийся, останься).
В 1929 у маленького Мнацакана появляется сестренка – Гоар.
1931 голу рождается одиннадцатый ребенок – красавица Азнив.
Дедушка Мнац рассказывал, как он после занятий в школе спешил к маленькой Азнив. Как он гулял с ней. Как окружающие удивлялись ее солнечной красоте. «Она была похожа на солнышко», — говорил он. Но 1935 году Азнив заболела и умерла. И остались Мнацакан и Гоар.

Новая жизнь
Прошли годы. Пережили войну. Переехали в квартиру. Бабушка Гоар вышла замуж. Настало время и Мнацакану создать семью, чтоб продолжить род Асатрянов. И вот появляется в судьбе моего дедушки моя любимая бабушка Анаит из рода Амбарьян (выходцы из Карса). Рождаются у этой пары друг за другом три дочери: Агавни, Сусанна и Рузанна. Все, как принято в армянских семьях ожидают сына – продолжателя рода. И наконец, Бог дарит прадедушке Князю внука, а моему дедушке сына — Артавазда! Великое счастье!

Письмо прадедушке Князю
Загадочное создание человек. Одним дано делать зло, бесстрашно уничтожая то, что создано самим Богом, и говорить, что все это делается во имя и по воле Бога. Другим достается это зло, они его принимают и, чувствуя зачем-то вину, молят Бога о прощении.
Часто думая о предках, задаю себе вопрос, откуда столько сил, мужества и желания жить!? Как может один человек пережить смерть восьмерых своих детей!? Как можно остаться человеком после пережитого!?
Ведь прадедушка Князь был и оставался большим человеком. Говорили, что его доброта не имела границ. Знали его все дети в округе. Собирал вокруг себя мальчишек и девчонок и рассказывал им сказки. Летним жарким днем мог повезти детвору на фонтаны и часами прогуливаться с ними. А когда родился долгожданный Артавазд, часами просиживал у люльки младенца, грустно напевая песни Муша и Сасуна. Иногда пускал слезы. О чем эти песни, по ком эти слезы?
Родной мой! Ты с нами! Ты будешь жить бесконечно! Все будут жить бесконечно: и прабабушка Нушик, и ваши родители, братья, сестры, ваши дети, имена которых мы никогда уже не узнаем, мой дедушка, бабушка, дядя, тетя, ВСЕ, ВСЕ ВЫ!
Дорогой мой, думал ли ты, что через век внук твоей внучки будет держать твое фото и весь мир увидит и узнает о тебе? Это твоя победа! Ты победил смерть! И недалек тот день, когда ручки, держащие твою фотографию, посадят в Муше дерево, польют его и будут напевать песни Муша и Сасуна. Только эти песни будут о любви, о счастье и победе нашего народа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *