nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

85 лет исполнилось Аркадию Федоровичу Мартиросову, 65 из них посвящены творчеству

Одним из первых в истории изобразительного искусства нашего края картину, посвященную переселению крымских армян на Дон, написал Аркадий Федорович Мартиросов, художник, имеющий в своем роду глубокие корни, связывающие его с древней родиной – Арменией.

«В раннем детстве я слышал от моей бабушки рассказы о далекой великой стране со сказочно прекрасным градом – столицей Ани-Кахак. В моем восторженном воображении рассказанное было чем-то необычайным, огромным и светлым.
Сердце моей Сказочницы, наполненное огромным теплом и добротой, щадило свою кровинку, оберегая мою детскую душу даже от упоминания той трагической судьбы народа Армении… По мере взросления ко мне, на смену красивым легендам, пришла истина», – вспоминает Аркадий Федорович.

Его картина «Переселение крымских армян на Дон» в своем образном звучании во многом трагична. И прежде всего потому, что не от лучшей жизни его предки покинули родину. Эта безысходность видна в бесконечном унылом потоке медленно передвигающихся арб и в несколько сумрачных силуэтах устало бредущих переселенцев. Художник как бы говорит, что еще очень далеко до исхода тяжелого пути и ожидания пока еще неведомой новой жизни. О чем сам автор сказал: «Моя картина «Переселение» – это чувство стыда и совести перед внуками за вопрос: что я знаю о корнях своего народа?»
Окончив в конце войны ростовское художественное училище, Аркадий Мартиросов продолжил свое профессиональное образование на Украине, в творческой мастерской народного художника СССР А.А. Шовкуненко. Молодой художник защитил диплом тематической картиной, которая сразу была принята на республиканскую выставку. Это было безусловным признанием его таланта с первых самостоятельных шагов в искусстве.
Вся его жизнь и творческие замыслы после возвращения домой связаны с Донским краем. В его мастерской появляются тематические полотна, исполненные драматизма и героики времени Великой Отечественной войны: «Клятва черноморцев», «Морской десант», «Трипольская трагедия». На смену им приходят композиции и исторические произведения, связанные с ощущением повседневной жизни, с красотой человека, приносящего другим людям материальные и духовные ценности: «Донецкие шахтеры», «Путейщица», «Формовщики».
В 1970 году Аркадий Федорович завершает работу над композицией «Раны Армении. Развалины храма Гарни». Иссушенные солнцем монументальные глыбы храма, словно расчлененное тело гиганта, в своих формах и выгоревших, истлевших красках от горячей песчаной желтизны до тускло-синего холода неотделимо приросли к земле, к рельефу ее скал, уйдя вместе с ними в вечность. Эти обломки воспринимаются как нечто единое со вселенским пространством, и кажется, что повергло их и разбросало не что иное, как извержение огромного вулкана.
А.Ф. Мартиросов известен как автор исторической композиции «Пушкин и семья Раевских на Дону», в которой художнику удалось передать настроение людей, впервые ощутивших своеобразие и былинность донского казачьего края. В 1982 году Аркадий Федорович написал картину-новеллу «Дожди, дожди», в которой доказал, что в изображении природы может быть выражена бесконечная градация человеческих чувств и мыслей. В этом сюжете художника мы словно бы из окна деревенского дома с тонким ностальгическим чувством наблюдаем необыкновенную жизнь природы, недолговечную и никогда не повторяющуюся, заставившую нас на мгновение закрыть глаза в оцепенении и испытать невесть откуда появившееся чувство грусти.
В другом холсте – «У Дона», созданном А.Ф. Мартиросовым десятилетие спустя, невольно улавливается как бы продолжение и развитие лирической темы «Художник и природа», так выразительно решенной автором в «Дождях». На берегу у костра пастух, на вечернем водопое в реке небольшой табун лошадей. Клонится к горизонту солнце у противоположного берега, ложится на воду полоса густого тумана, и нас не покидает какое-то пронзительное чувство тишины. Все в природе приведено в гармонию и подчинено какому-то вечному состоянию, когда человек и все живое становятся неотделимы от гаснущего неба, спокойной глади реки — и все это вместе единое целое, называемое жизнью.
Существует красивая легенда о том, как армянский юноша погиб, спасая от турецких янычар русского полководца Суворова, отдыхавшего в походной палатке на кургане Бербер-оба, находящемся в районе армянских сел Чалтырь и Крым. В ноябре 1941 года на этом кургане батарея 76-миллиметровых артиллерийских орудий, которой командовал лейтенант С.М. Оганов (Оганян) вступила в бой с отборными частями фашистской армии – танковой дивизией и бригадой СС «Лейб штандарт Адольф Гитлер». В этом бою огановцы уничтожили 12 танков. На месте героического сражения в начале 70-х годов недалеко от Больших Салов был воздвигнут мемориальный комплекс, в создании которого как художник-монументалист принимал самое активное участие А.Ф. Мартиросов. В 1975 году Памятник на Артиллерийском кургане включен в список десяти лучших мемориалов, отражающих события Великой Отечественной войны.
Аркадий Федорович говорит: «С благодарностью вспоминаю поэтов Валерия Брюсова, Сильву Капутикян, Геворга Эмина, давших мне ключ к пониманию Истории и Культуры Армении, наполненных духовностью и самопожертвованием, ставших достоянием мира. Искренне радуюсь тому, что земляки мои сохранили свою веру, культуру, язык.
Особо горжусь и с величайшим теплом вспоминаю имена тех земляков-армян, с кем сводила меня судьба в жизни: Мартирос Сарьян, Марк Григорьян, Аким Ованесов, Минас Аветисян, Гукас Чубарян, Сейран Хатламаджиян».
Как художник и человек Аркадий Федорович Мартиросов никогда не замыкался в личину творца, отгораживающую его от всего, что происходит за пределами его личностных интересов. Человек большой творческой работоспособности как живописец, художник-монументалист, он всегда был открыт коллегам и глубоко и бескорыстно вникал во многие, в том числе весьма сложные, сферы художественной жизни самого большого на юге России творческого коллектива художников. Он являлся делегатом трех съездов Союза художников РСФСР и четвертого съезда Союза художников СССР, в течение пятнадцати лет был членом центральной ревизионной комиссии Союза художников России, был председателем правления Ростовской организации художников. А буквально три года назад Аркадий Федорович Мартиросов как живописец за свои произведения был удостоен главного диплома и первой премии на Первом международном конкурсе с поэтическим названием «Удивительный мир лошадей», проходившем в городе Пролетарске на Великокняжеском конном заводе, а ему было уже за 80!
Валерий Рязанов,
искусствовед, заслуженный
работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *