nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Все дальше уходят от нас суровые годы Великой Отечественной войны, все меньше остается ветеранов, своей отвагой и мужеством отстоявших мир на Земле. С 1945 года в Москве на Красной площади проходит Парад Победы, звучит песня «День Победы» и ложатся на холодный гранит алые гвоздики. А с 2011 года действует общероссийское движение «Бессмертный полк». Не только в России, но и далеко за рубеж вышло это шествие. Бессмертный полк — это символ благодарности и глубокого уважения тем, кто отстоял мир на нашей земле. И как нельзя кстати строки из стихотворения Галины Чубаровой «Последний призыв»:

Идет по стране Бессмертный полк.
Потомки фронтовиков
Гордо несут портреты прадедов и дедов,
Тех, кто в окопах мерзли,
Пустые хлебали щи,
Но жизнью своей отстояли,
Чтобы мы любили, смеялись, росли.

Среди призванных в 1942 году из Мясниковского района ребят был и 17-летний Аведик Вартересович Хбликян, который был направлен на курсы пулеметчиков, по окончании которых определен в 315-ю стрелковую дивизию 3-го Украинского фронта.

Из воспоминаний племянника Кеворка Аршалуйсовича Хбликяна: «Дядя Аведик свой первый бой принял на реке Молочная под Мелитополем. Он рассказывал: «Я подавал патроны первому пулеметчику, а он стрелял. А по нам бил с высоты немецкий снайпер. Первому пулеметчику пуля попала прямо в рот, второму попала в сердце. Мы нагнулись, чтобы нас не зацепило, а командир кричит: «Хбликян, к пулемету». Я подбежал, начал стрелять. И так получилось, что во время стрельбы я ушел немного вправо, и тут же почувствовал, что моя левая рука отказала мне и оказалась аж за спиной». Получается так, что снайпер целился в сердце, и по счастливой случайности пуля попала в левое плечо. А через некоторое время пришло в Чалтырь письмо от уроженки Чалтыря, госпитальной медсестры, куда был доставлен пулеметчик Аведик Хбликян. В письме говорилось, что в госпитале на Украине лежит ее земляк, и она просит, чтобы оповестили об этом его родных. Узнав об этом, мой дед сразу собирается в дорогу. Они с моим отцом идут на станцию Хапры, но их не пускают к поездам. И тут подходит молодой капитан и спрашивает: «Что случилось, отец?», —

«Сын раненый лежит в госпитале под Мелитополем, хочу проведать его». Услышав это, капитан подошел к милиционеру и сказал: «Пропустить их к эшелонам», а тот уперся, не пускает. Тогда капитан так врезал ему, что тот отлетел в сторону, после чего деда и моего отца посадили на поезд, следовавший прямо до Мелитополя. Приехали, нашли этот госпиталь, дядя Аведик лежал весь в крови, как и другие солдаты. Ему хотели ампутировать руку, так как плечевая кость была раздроблена, но дед, который вовремя оказался рядом, сказал: «Сын, не соглашайся».

Что он и сделал. Руку ему перевязали, а потом дед с отцом его всего помыли, постригли (в госпиталях было много вшей), и он, успокоившись, заснул и проспал почти сутки. Вернулся с войны инвалидом».

Вернувшемуся с войны солдату сразу приглянулась молоденькая, кареглазая, симпатичная медсестра, которая приходила на перевязку его мамы к ним домой. Мама была довольна вежливой, аккуратной, знающей свое дело медсестрой. «Сынок, приглядись к этой девушке», — как-то сказала мать, будто угадав мысли сына, а Аведик признался: «Мама, она мне нравится». Так с благословения мамы Аведик и Мариам стали встречаться.

Пока Аведик Хбликян бил врага на фронте, Мариам Агаглуян, окончив курсы медсестер, оказывала помощь в тылу — на дому или в больнице, а иногда это происходило под бомбежками.

«Первая послевоенная свадьба в Чалтыре состоялась 6 декабря 1945 года — у Аведика и Мариам. Семья Хбликян, куда привел Аведик молодую жену, была большой и дружной, а в 1949 году они переехали в Ростов», — рассказывает племянница Марина Мардиросовна Бабилоева (Хбликян).

 «Отец мой был неутомимым тружеником, отзывчивым, всегда спешащим на помощь, если кому-то она была нужна. Я не помню его сидящим без дела. Он был замечательным семьянином, любящим отцом, обожающим своих внуков дедом. Его доброта, душевность, честность и прямота подкупали меня. Любой человек, с которым он когда-то общался, скажет о нем только хорошие слова, я уверен в этом. Казалось, в нем не было недостатков. Я всегда буду помнить его», — делится сын Вартерес Аведикович.

 «Прошло более 40 лет, но не могу забыть, как впервые принял меня свекор: радостно, как дочку. И с течением времени, я поняла, какой он порядочный, добрый, отзывчивый человек. Называл он меня дочкой. Даже болезнь он принимал с юмором, никогда не капризничал. Первый год после его кончины было непривычно трудно. Сейчас, когда время прошло и чувства притупились, нет-нет, да и вспомним отца. Конечно, нам его не хватает», — говорит невестка Жанетта Каспаровна.

Много трудностей пришлось на долю Аведика Вартересовича, но всегда в любом деле его поддерживала супруга Мариам Багдасаровна. Их нельзя было представить порознь ни в работе, ни на торжестве. Светились от счастья глаза Аведика Вартересовича, когда он взял на руки сына Вартереса, безумно любил он своих внуков — родных и двоюродных.

Это был достойный, светлый и доброй души человек. Несмотря на то, что его жизненный путь был непростым, он сохранил тепло своей души и щедро делился им с теми, кто нуждался в нем. В мае 2025 года Ветерану ВОВ А.В. Хбликяну исполнилось бы 100 лет…

Склоним головы перед памятью!

Яков ЧУБАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *