nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Для большинства граждан постсоветского пространства Мексика это ее слезливые сериалы, Канкун и Акапулько, ацтеки, пирамиды, текила, такосы, кактусы… Пожалуй, все! Ну, можно добавить еще пару имен, хорошо известных нам: Троцкого и Фриду Кало. Мы же заглянем в Мексику с другой стороны. Ибо пока «богатые тоже плачут», Баку творит «чудеса».

Мексика — одна из тех латиноамериканских стран, где армянская диаспора представлена не в большом количестве, как например, в Аргентине, Уругвае, Чили или Бразилии. Общая численность армян на 2019 год всего 600 человек. Свыше 40% из них имеют неармянского папу или маму и внешне их почти не отличишь от латинского типажа. А дело было так.

Армяне в Мексике

Самая ранняя известная запись, зафиксировавшая первого прибывшего в Мексику армянина, относится к 1632 году, им был Франсиско Мартин. Напомним, что это почти через сто лет после высадки первых испанских колонизаторов на территории современной Мексики. Следующая запись, упоминающая армянина, привязана к 1723 году, когда армянин Дон Педро де Сарате прибыл в Мексику на испанском галеоне из Китая в Акапулько. Источники не сообщают, с чем был связан визит армянина в Мексику на этом судне. Мы можем только догадываться, что это был купец, т.к. в эту эпоху армянские купцы «бороздили океаны» с товарами из Европы в Азию и наоборот. Вполне логично, что армяне, торговавшие на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, могли себе позволить освоение новых горизонтов с целью торговли. Лишь в 1897 году мексиканские летописи снова упоминают армян, когда президент страны Порфирио Диас планировал проект по созданию сельскохозяйственного сообщества с армянскими поселенцами в Сото-ла-Марина, Тамаулипас (северная Мексика). Тем не менее, проект осуществлен не был. После Геноцида армян, совершенного османскими войсками в апреле 1915 года, многие армяне начали иммигрировать на американский континент. С 1921-1928 гг. в Мексике была открытая иммиграционная политика для иностранцев. За это время около 300 армян эмигрировали в Мексику, которая так и не стала конечным пунктом армянских беженцев. С годами большая часть перебралась в США, но из-за тяжелой дороги и нехватки средств часть из них осела в Мексике, в основном, в одном из районов Мехико, в Ла-Мерсед. Некоторые из них стали коробейниками, сапожниками и владельцами магазинов. В настоящее время многие члены армянской общины являются известными политиками, художниками и актерами. Наиболее знамениты из мексиканских армян танцовщица и актриса начала ХХ в. Софья Тер-Оганян, прославившаяся под псевдонимом «Армен Оганян», генерал и один из организаторов мексиканской революции 1914 года Хакобо Арутян, ученый-астроном Мари Парис Пишмиш де Ристльяс (Мари Сукиасян), актрисы Роза Глория Чагоян и Сюзанна Меликян, актер Маурисио Очманн, известный любителям сериалов и мыльных опер. Ну и, конечно же, уважаемая в Мексике семья Сарухан – бывший посол Мексики в США Артуро Сарухан и его отец Хосе Сарухан Кермез – ученый-биолог, в прошлом ректор Национального автономного университета Мехико, академик Академии наук Мексики.
Как видим, армян в Мексике хоть и не много, но они представлены практически во всех сферах деятельности. Живут не компактно. А в районе Ла-Мерсед их вовсе не осталось. Разве что местами встречаются какие-то упоминания о его прежних жителях los armenos («армянах» исп.). Этим и воспользовался Баку, когда решил «обработать» мексиканцев путем подкупа и «любви по-братски».

Плиточники и каменщики

Итак, почему именно далекая Мексика оказалась в поле зрения азербайджанской икорной дипломатии, догадаться не сложно. Во-первых, Мексика — одна из крупнейших стран мира, находящаяся за 12 тыс. км от армяно-азербайджанских передряг, а населяют страну почти 122 млн. человек. Во-вторых, в отличие от других латиноамериканских стран и соседних с Мексикой Соединенных Штатов, армянское лобби в этой стране не такое уж внушительное, как, скажем, в Бразилии или Аргентине и, в отличие от Азербайджана, Армения представлена в Мексике лишь почетным консулом. Наконец, в-третьих, Мехико – один из крупнейших мегаполисов мира (четвертый по величине), где проживает 31 млн. человек вместе с агломерацией. Столица страны буквально задыхается от перенаселенности и нуждается в капиталовложениях, чтобы хоть как-то решить вопрос со столичной демографией и озеленением мегаполиса. Все эти факторы явились удачным поводом для того, чтобы Азербайджану начать лоббировать свои интересы. А как известно, интересы Азербайджана проявляются только в двух вариациях – пропаганде алиевского режима и антиармянской деятельности. В эти две неразделимые составляющие официальный Баку готов вкладывать огромные средства, независимо ни от чего. Однако подобное рвение не всегда оказываются успешным даже в странах «третьего мира». Есть вещи, которые купить нельзя ни за какие деньги. С чем и столкнулся официальный Баку в Мехико.
В 2012 году азербайджанское посольство в Мексике помогло обложить плиткой и реконструировать тем самым территорию католического храма, расположенного на площади «Тлакскоаке» взамен на то, что здесь будет установлен мемориал жертвам Ходжалы. Настоятель храма и мэр города Мехико Марсело Эбрард согласились на сделку – плитка была устлана, вокруг нее понаставили скамеечки, насадили молодые деревья, а в качестве бонуса подарили католической церкви колокола, о чем свидетельствует надпись у входа в храм. Однако колокола зазвенели иначе: вмешались власти города в лице парламента и интеллигенции мексиканской столицы. Над мемориалом высотой 3,60 м. нависла угроза сноса. Азербайджанскому дипкорпусу здорово пришлось потрудиться, чтобы спасти каменное творение. Ведь вложена круглая сумма денег. После долгих месяцев дебатов было решено убрать с постамента термин «геноцид». Директор мексиканского «Музея памяти и толерантности» Якобо Даян отметил, что использование термина «геноцид» при описании событий в Ходжалы неприемлемо. Эту точку зрения поддержал и известный мексиканский историк Жан Мейер, заявивший, что рядом с памятником жертвам Ходжалы должен быть и памятник убитым в Азербайджане армянам. В конце концов, учитывая азербайджанские «храмовые инвестиции», власти добились того, чтобы убрать все антиармянские надписи с постамента, а сам монумент «Ходжалы» стал посвящен всем геноцидам истории человечества. В настоящий момент у монумента нет ничего, что бы упоминало об Армении или армянах. Требование азербайджанской стороны мексиканцы исполнили частично.
В этом же злополучном для азербайджанской икорной дипломатии 2012 году Баку вновь перенес инфаркт. На этот раз куда более серьезный, чем монумент Ходжалы, и тоже мексиканский. Жители Мехико потребовали снести памятник некоему азиатскому диктатору. Оным оказался Гейдар Алиев. А дело было так.
В 2011 года мэрия мексиканской столицы обратилась к предпринимателям города с пожеланием облагородить бульвар на Пасео де ла Реформа, находящийся в 100 метрах от культурно-исторического центра Чепультапек. Учитывая, что это любимое место отдыха горожан и здесь всегда большое скопление туристов, мэрия не пожелала ударить в грязь лицом и пыталась за счет предпринимателей привести в порядок все аллеи и парки, находящиеся вдоль периметра Чепультапек. Вместо предпринимателей отозвалось азербайджанское посольство. Оно было готово взять на себя финансирование благоустройства под эгидой азербайджано-мексиканской дружбы с условием, что парковую зону будет «украшать» памятник Гейдару Алиеву. Все бы ничего! И парк был приведен в порядок, и территорию Азербайджана увековечили в мраморе. Творение напоминало больше голову птицы, возник и памятник «великому и непревзойденному», сидящему на троне… Однако «сидеть» Алиеву пришлось не долго. В том же недобром для азербайджанской икорной дипломатии 2012 году всколыхнулась мексиканская общественность: жители города требовали от властей снести памятник восточному диктатору. В день моего приезда, конечно же, каменного Гейдара Алиева я не застал. Он уже находился на территории азербайджанского посольства. Ну не выкидывать же! А на его месте на Чепультапеке осталась дыра, напоминающая о том, что над ней сидел «Гейдар Алиев».
Вообще, надо признаться, 2012 год был «черным» для династии Алиевых. Тучи нависли не только в Мексике, но и в Канаде, где в небольшом городке Niagara-on-the-Lake были снесены бюсты Гейдара Алиева и его невестки Мехрибан Алиевой. Возможно, это можно было бы считать первым и единственным в истории памятником свекру и снохе. Но разве канадцам докажешь?! Они демонтировали его, посчитав памятник данью диктаторскому режиму. Это стало последней точкой панамериканского икорного турне.

Вадим АРУТЮНОВ,
Мексика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *