nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

ЧАСТЬ 2

ПОДАРОК КАДЫРОВА

Дабы сократить мои расходы, в Иерусалим увез меня знакомый уже нам Арман Геворкян с супругой Ладой Айрапетян. По дороге в Святой Город мы завернули в арабскую деревню Абу-Гош. Население этой местности составляет всего семь с половиной тысяч человек. Они прославили Абу-Гош в 2010 году тем, что приготовили самое крупное блюдо из хумуса, из-за чего попали в Книгу рекордов Гиннесса. Гигантское блюдо с четырьмя тоннами хумуса создал тогда ресторан, который так и называется, «Абу-Гош». Мы решили отведать хумус этого заведения, чтобы оценить его грандиозность и вкус. Результат превзошел ожидания. Хумус оказался не только потрясающим, но и здорово раздразнил аппетит. Тем более, время было вполне обеденное. Мы решили задержаться за столом и, чего уж там, основательно откушать. В считанные минуты наш стол стал ломиться от арабских яств. Несколько видов хумуса, лепешки, фалафель, сочные мезе, черные и зеленые маслины, обильно политые оливковым маслом овощи, кебаб… Началось с дегустации хумуса, кончилось настоящим застольем. К тому же, как я понимаю, ресторан гордится не только своими поварами и достижениями, но и знаменитыми гостями. Стены «Абу-Гоша» украшены портретами девятого президента Израиля Шимона Переса, почившего короля Иордании Хусейна ибн Талала и даже Аллы Пугачевой с Филиппом Киркоровым, которые, как оказалось, 15 мая 1994 года праздновали в этом ресторане свое венчание в Иерусалиме.


Абу-Зейд, несомненно, прекрасен, но, к сожалению, с набитыми желудками нам уже было не до любований его окрестностями. Деревня с давних времен известна дружественным отношением своего населения к евреям. Местные арабы поддержали создание Государства Израиль в 1948 году, лояльно относятся к политике страны, а часть деревенской молодежи служит добровольцами в небоевых частях армии обороны Израиля. И раз уж я заговорил о людях Абу-Гоша, то должен обратить внимание еще на некоторые факты.
В источниках, не подкрепленных серьезной этнографической базой, можно встретить поверья, что жители Абу-Гоша являются арабизированными потомками переселенцев с Кавказа в XVI веке — черкесов (адыгов). Чеченские же неакадемические источники утверж-
дали — также не приводя серьезного этнографического обоснования — что некоторые из жителей Абу-Гоша считают себя чеченцами. Однако в литературе однозначно указывается арабское происхождение семейства Абу-Гош, основателей поселения. Так или иначе, но президент Чечни Рамзан Кадыров сделал Абу-Гошу подарок — в 2014 году построил большую мечеть, назвав ее именем своего отца Ахмата Кадырова. Мечеть стала визитной карточкой, так как оказалась самым высоким сооружением деревни.


Из Абу-Гоша мы направились в Иерусалим. При въезде в город я ожидал увидеть крепостные стены, златоглавый мусульманский храм Аш-Шариф, узкие улочки с ослами, звон колоколов, близоруких хасидов в штраймлах (традиционный хасидский головной убор). Но вместо всего этого мне открылся другой Иерусалим — с пробками на автобанах, длиннющими трамваями, высотками, торговыми центрами, девушками в коротких шортах, ресторанными зазывалами и пьяницами. Лишь изредка среди них проскальзывали силуэты спешащих ортодоксальных иудеев. И тут мне снова вспомнились булгаковские строки, удачно описывающие во всю эту урбанистику: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях».
Арман словно прочел мои мысли:
— Не удивляйся. Это Новый Иерусалим с его спальными районами. А Стена Плача, Аль-Акса, Храм Гроба Господня и Армянский квартал находятся в старом, настоящем Иерусалиме. Он за крепостными стенами. Святое в одном месте, светское в другом.


— Справедливо, — заметил я. И если бы не знал, что Армянский квартал находится именно в старом Иерусалиме, то, исходя из собственного опыта, догадался сам. А опыт подсказывает следующее: в Аддис-Абебе ли ты, или в Дакке, или в Калькутте, Москве, Сиднее, Янгоне или Сан-Паулу, армянское ищи в самых старых частях города. Порой даже самых труднопроходимых, так как будучи нацией купеческой армяне в старину всегда селились в центре города, в кварталах, которые сейчас стали почти нежилыми, но историческими. В этом отношении Иерусалим не стал исключением.

ПРАВЕДНИКИ МИРА

Свой первый иерусалимский день я решил провести в его новой современной части. Познать, так сказать, чем живет город сегодня и только потом познакомиться с прошлым, огороженным высокой каменной стеной. Во всяком случае, в новой части города уже ничего не напоминает об арабах, хоть их ни много ни мало почти 38%. А я напомню, что Израиль получил контроль над городом во время Шестидневной войны 1967 года после аннексии Восточного Иерусалима. Не буду вдаваться в подробности и рассказывать новейшую историю города, дабы не обижать ни иудеев, ни мусульман. К тому же главные герои моих записок, армяне, проживают как на израильской, так и на палестинской стороне. И у них тоже может возникнуть монополия на правду. Замечу лишь, что как Израиль, так и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. А ряд стран, США, например, Чехия, Румыния и, даже Филиппины, Гватемала и Гондурас перенесли свои посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Это означает, что они признали Иерусалим главным городом Израиля.
Как по мне, так Иерусалим вовсе далек от образа столичного града, зато заслужил быть легендой для трех крупнейших авраамических религий, центром притяжения и примирения христиан, мусульман и иудеев. Втягивать Иерусалим в большую политику неправильно. Он заслужил особого, нейтрального, статуса как для Израиля, так и для Палестины.
Отдельно хочу сказать и о Яд ва-Шеме, в котором я побывал. В отличие от ереванского Цицернакаберда, израильский мемориальный комплекс посвящен не только трагедии (холокосту), но и героизму, что меня и удивило. Евреи не забывают не только жертв-соплеменников, тем более, что у каждого второго ашкеназа погиб кто-то из родных, но и друзей, которые спасали евреев. На аллее «Праведников мира» высажены сотни именных деревьев, за каждым из которых прикреплена табличка имени спасителя-нееврея. Было приятно видеть в списке стран-спасителей Армению. Она единственная в регионе страна, чьи сыны оказались рядом в нужном месте и времени. 24 армянина в разных концах Европы спасали евреев от газовых камер и расстрелов — от Одессы до Вены, от Будапешта до Лиона. Многие из них трагедию еврейского народа восприняли как личную. Ведь еще каких-то три десятка лет им самим приходилось спасаться от геноцида. Вот только один из случаев: Ара Ерецян родился в Стамбуле. Когда начались в городе антиармянские погромы, ему не было и года. С ребенком на руках его родители эмигрировали в Венгрию. В начале 30-х годов Ерецян вступил в молодежную партию Скрещенных стрел, однако, будучи несогласным с политикой преследования евреев, покинул ее. В 1944-м году Ара был назначен командиром гражданской обороны в шестом квартале Будапешта. Во время правления Скрещенных стрел Ара использовал свое положение, чтобы помочь как можно большему количеству евреев. Организовал клинику в здании, которое находилось под покровительством шведского посольства. В этой клинике, по сути, небольшой больнице, раненые военные и гражданское население могли получить медицинскую помощь бесплатно. Сорок врачей-евреев, для которых Ерецян смог достать поддельные документы, работали в клинике и жили со своими семьями. Ара использовал свои старые связи в партии Скрещенных стрел, чтобы доставать разрешения, лицензии, поддельные документы и печати для своей клиники, заказывал необходимое оборудование и медикаменты. Ерецян покрывал расходы на клинику из своего собственного кармана и вплоть до освобождения оказывал помощь 400 евреям, помимо докторов и их семей, живущих в больнице. После войны евреи, выжившие благодаря Ерецяну, обратились к венгерским властям с просьбой наградить его за храбрость и героизм, однако получили отказ. Ара Ерецян покинул Венгрию в начале 60-х годов и обосновался в Вене. 26 февраля 1981 года Яд ва-Шем удостоил Ара Ерецяна почетным званием «Праведник народов мира». Это только одна из историй отдельно взятого армянина-праведника мира, подарившего жизнь сотням евреев, а те, в свою очередь, дали потомство, которое наверняка нынче тянет на тысячи. А сколько праведников нам неизвестны или, может, известны нам, но о них не знает Яд ва-Шем? Но даже в этом случае организаторы грандиозного комплекса позаботились и установили каменную скульптуру тем праведникам, чьи имена пока неизвестны. Знавал, к примеру, я бабушку из села Чалтырь Ростовской области. Звали ее Агвени Мелохаян. Родилась и жила всю свою жизнь в селе. Рано стала вдовой — не дождалась мужа с Великой Отечественной. Летом 1942 года немецкие войска оккупировали Ростов-на-Дону. В этом городе фашисты стали массово убивать мирных жителей, большинство из которых евреи. Местом массового уничтожения стала Змиевская балка на окраине города, где оккупанты расстреляли и умертвили другими способами около 27 тысяч человек. Людей вели в город и из области. Бабушка Агвени рассказала мне, что из окна своей избы видела, как евреев вели под конвоем из Таганрога в Ростов. Немецкие военные, проходя мимо дома солдатки, даже не подозревали, что в подвале деревянного домика спрятана 40-летняя еврейка Соня, с которой Агвени случайно познакомилась накануне «марша трагедии». Соня тайно жила у молодой армянки до середины февраля 1943 года, покуда город не был освобожден от нацистов. По рассказам бабушки Агвени, второй раз она видела Соню уже после окончания войны, в начале пятидесятых. Женщина специально приехала из города, чтобы поблагодарить свою спасительницу и подарить ей талоны на продукты. Бабушка Агвени прожила 87 лет, похоронена в родном Чалтыре. Наверняка и Сони давно нет в живых. Но, согласитесь, имя старой чалтырьской солдатки Агвени достойно праведности Яд ва-Шема.

БАТЮШКА-КАПИТАЛИСТ

Вернемся к Иерусалиму. А то со стороны может показаться, что городу больше нечего представить, кроме Яд ва-Шема и Старых кварталов, что в пределах крепостной стены. Конечно, это не так. В мире не очень-то много городов, которые могут похвастаться таким же количеством достопримечательностей, как Иерусалим. Даже в новом Иерусалиме можно часто встретить старые здания, уж простите за каламбур. Среди этих зданий, сооруженных в первой половине ХХ века, наблюдательный прохожий заметит одну и ту же печать на стенах, состоящую из двух армянских букв ՍՅ (Surb Yakov), Святой Яков или Святой Акоб. Это значит, что здание принадлежит армянскому патриархату Иерусалима и его Кафедральному Собору Святого Якова. Поговаривают, что таких зданий по всему Иерусалиму два десятка. В них располагаются как офисы израильских фирм, так и муниципальные учреждения. Например, полицейский участок, обеспечивающий порядок в Старом городе, что за крепостными стенами. Городская недвижимость перешла под юрисдикцию армянского патриархата в 60-х годах прошлого века, когда территория западного берега реки Иордан была занята Израилем в ходе Шестидневной войны. В те годы предприимчивый армянский иерусалимский патриарх Егише Дердерян выкупил у арабов здания, чтобы они не достались израильтянам. С тех пор здания принадлежат армянскому патриархату и приносят доход в его казну. А она, надо сказать, полна. Армянский Иерусалимский патриархат очень богат. В его владении недвижимость, земли, гимназии, библиотеки, музеи, храмы, части храмов, среди которых самые настоящие святыни, от Гроба Господня до Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Начиная с королев Иерусалима армянского происхождения и прежних патриархов, владения Армянского патриархата приумножались из столетия к столетию. Внутри квартала все больше и больше стали селиться исключительно армяне, в том числе светские жители. Часто они становились спасителями своих соплеменников, которые оказывались в беде. Например, в годы геноцида армян Армянский квартал принял у себя беженцев, а детей-сирот армянских приютил, обучил грамоте и дал дорогу в жизнь. Однако, как гласит библейская мудрость, «время собирать камни и время разбрасывать камни». В нашем случае прежние патриархи собирали камни, нынешний же их разбрасывает. Точнее, продает. С 2013 года Армянский Иерусалимский Патриархат возглавил уроженец Сирии Нурхан Манукян, в миру Погос Манукян. Чтобы утвердить священника в патриаршем сане, необходимы документальные подтверждения правительства Израиля, Палестинской Автономии и Иорданского Королевства. До 60-х годов процедура проделывалась без Израиля по известным причинам. Но с тех пор, на протяжении шести десятков лет, три государства, одно из которых частично признанное, должны завизировать священника на патриарший престол. И как только это было сделано, так сразу же в Армянском квартале начались земельные аферы: ряд территорий квартала стал сдаваться в аренду иностранцам еврейского происхождения. Например, известно, что территория паркинга близ Сионских Ворот была продана «в аренду» на 99 лет еврею из Австралии, который намерен возвести на территории Армянского квартала фешенебельный отель. Остается только вопрос — а что будет через 99 лет? Неужели отель станет принадлежать Армянскому кварталу? К тому же о какой сумме речь? Учитывая, что Израиль дорогая страна, каждый клочок земли здесь — целое состояние, а 25% Армянского квартала Старого Иерусалима, что отдано в «аренду», это вовсе наигромаднейшие деньги, то патриарх Нурхан Манукян по праву станет самым жадным батюшкой-капиталистом в истории армянского народа и ее церкви. В этом патриарх Нурхан не только переплюнул Эчмиадзин, но и кинул, как говорят в определенных кругах. Иерусалимский престол обратился к Эчмиадзинскому за деньгами. Мол, скидываемся на ремонт храма Гроба Господня по три миллиона долларов США со всех христианских конфессий. Эчмиадзин выделил на счет Иерусалимского патриарха эту сумму. Но через два года оказалось, что из эчмиадзинских денег до «общака» дошли только 800 тысяч долларов. Большая часть осела где-то на армянских патриарших счетах Иерусалима. С того дня и начался конфликт между Нурханом Манукяном и католикосом всех армян Гарегином II. Повествую и думаю: «Воротят так воротят, а?! Вот это, понимаю, деньги! И тут Аллах дает. В их случае Аствац (арм. „Бог“)».
Думаю, даже эта огромная сумма мала в сравнении с той, что в сделке с австралийским бизнесменом значится. Как только об этом узнали армянские жители квартала, начались протесты. Патриарху Нурхану ничего не оставалось делать, кроме как выдать своего подельника, он же священник Барет Ерицян, взвалив на него все грехи, дескать, это он, минуя Патриархат, совершил подобную сделку с австралийцем. Разгневанная толпа стала требовать выдать им отца Барета. Сам же патриарх на все это время забаррикадировался в монастыре, опасаясь толпы. Тогда вмешалась израильская полиция. Толпу она угомонила, а Барету помогла покинуть Иерусалим. В настоящее время батюшка Барет находится в США, он и рассказал оттуда свою правду. По словам Барета Ерицяна, он действительно подписывал сделку, но как второе лицо. Первой же подписью является подпись самого патриарха. «Неужели вы впрямь считаете, что сан ниже патриарха может распоряжаться имуществом Патриарха? Да еще каким имуществом! Земельным!», —
обратился он к соотечественникам из США и добавил: «Ни копейки я не видел с этой сделки. Подписал, не глядя, так как там уже стояла подпись патриарха».
В связи с этой сделкой в настоящее время идет расследование, но страсти не стихают. На этот раз уже на высшем уровне. Иорданский король Абдалла II и лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас отозвали свои подписи на утверждение Нурхана Манукяна в сане патриарха армянского Иерусалима. Довольно сделкой разве что только правительство Израиля. Ведь «арендовал» землю еврей. К тому же на священном для евреев месте Сионе, часть которой принадлежит Армянскому патриархату. Беда только в том, что после утверждения патриарх избирается пожизненно. И Абдалла II, и Махмуд Аббас знают об этом. Однако же их непризнание Нурхана Манукяна патриархом лишает теперь его возможности подписывать контракты, совершать сделки и принимать решения на палестинских территориях и в Иордании. Получается, иорданский король и палестинский лидер больше беспокоятся за будущее Армянского квартала, чем тот, кому вверен этот квартал —
армянский священник. А все потому, что от сподвижников пророка Мухаммеда, арабских эмиров и османских султанов остались фетвы, гарантирующие защиту армянского населения квартала и имущества. Они хранятся здесь, в патриархате…
Впрочем, если кто-то подумал, что жадный на деньги только армянский патриарх, то глубоко ошибается. 6 мая 2005 года Священный синод Иерусалимского патриархата принял решение об отстранении от должности главы церкви греческого иерусалимского патриарха Иринея, обвинив его в том, что он сдал в долгосрочную аренду еврейским компаниям имущество церкви в Старом городе. Сам Ириней тоже не признался в сделке. Однако же синод Иерусалимского патриархата лишил его сана и разжаловал в монахи. Разница с армянским патриархом в том, что последний до сих пор патриаршествует. А начало? Какое оно впечатляющее у квартала! Стоит и об этом немного сказать.

Вадим АРУТЮНОВ,
Иерусалим, Израиль

Продолжение в следующем номере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *