nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Плюсы и минусы. Что готовит законодатель для иностранных граждан сегодня?

Как известно, совсем недавно — 31.07.2016 г. — вступили в законную силу изменения в Федеральном законе № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которым расширен перечень оснований для приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также полномочий органов исполнительной власти в сфере миграционного законодательства.

ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ

Насколько эффективными и действенными эти изменения будут на практике — покажет время. А мы попробуем разобраться, на какой круг лиц распространяются вышеуказанные изменения, действительно ли они упростят процедуру принятия гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также положительные и отрицательные стороны.
Итак, помимо основных оснований для приема в гражданство в упрощенном порядке, без учета утвержденной правительством квоты могут обращаться иностранные граждане и лица без гражданства, которые получили профессиональное образование в образовательных или научных государственных учреждениях Российской Федерации и осуществляют трудовую деятельность в совокупности более трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. При этом такое образование должно быть получено иностранным гражданином или лицом без гражданства после 1 июля 2002 года, а в период осуществления трудовой деятельности в отношении такого гражданина начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поправка полностью исключает обращения иностранных граждан, которые осуществляли трудовую деятельность по гражданско-правовому договору (до 02.01.2015 года на основании патента либо разрешения на работу), т. к. при его заключении оплачиваются исключительно налоги по форме 3-НДФЛ самим работником и не уплачиваются взносы в Пенсионный фонд России. Поэтому трудовой договор должен быть составлен с юридическим лицом.
На мой взгляд, данное изменение вполне положительно может отразиться на иностранцах, которые довольно давно проживают на территории Российской Федерации и по каким-либо причинам не приобрели гражданство страны проживания (пребывания). На основании проведенного мною исследования граждан, которые находятся на территории Российской Федерации с 2000-х годов, не обладают статусом резидента временно проживающего и не знают, с чего им начать, составляют порядка 35% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства. Показатель достаточно высокий, и до вступления в законную силу вышеуказанного пункта альтернативой для таких граждан было решение суда, подтверждающее факт постоянного проживания на территории России с момента фактического пребывания.
Однако рано говорить об эффективности реализации указанного изменения, т. к. о «подводных камнях» мы узнаем спустя некоторое время. Но теоретически возможно предположить о повышении роста легализации иностранных граждан, и о серьезном уменьшении фактов заключения «фиктивных браков», также предоставлении ложных сведений о себе в целях приобретения гражданства Российской Федерации.
Изменения также коснулись индивидуальных предпринимателей, инвесторов и высококвалифицированных специалистов. Таким образом, без учета установленной правительством квоты на прием в российское гражданство имеют право обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами налогов и сборов должна составлять не менее одного миллиона рублей в расчете на каждый календарный год.
Организаций с подобными оборотами, согласитесь, не так много.
И снова законодатель обходит средний класс населения, не учитывая экономическое и социальное положение на сегодняшний день в стране в целом. В данном случае можно поспорить о целесообразности введения поправок касательно индивидуальных предпринимателей вообще, т. к. нужно прикладывать максимум усилий для разрешения актуальных проблем и вопросов простого населения, а не руководителей крупных предприятий. Разумеется, законодатель, выдвигая такое условие, руководствовался необходимостью увеличения за счет иностранных предпринимателей рабочих мест и пополнения государственного бюджета. Однако стоит подумать и о тех иностранных гражданах, у которых на сегодняшний день нет возможности даже осуществлять трудовую деятельность в качестве наемных рабочих, и о тех гражданах, которые находятся за чертой бедности.
Думаю, проблему нужно решать изнутри. Изменения в законодательстве нужно производить с учетом сложившейся обстановки и потребностей населения в целом, проводя детальный анализ актуальных вопросов и проблем иностранных граждан и лиц без гражданства, а также международных отношений.

ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ?

Следующее изменение касается инвесторов, чья доля вклада в уставном капитале юридического лица, осуществляющего деятельность на территории России, составляет не менее 10% непрерывно не менее 3 лет. При этом размер уставного капитала должен быть не менее 100 млн рублей, а сумма уплаченных налогов и сборов организации — не менее 6 млн рублей в каждом календарном году.
На мой взгляд, иностранный инвестор, обладающий возможностью вложения таких средств в уставной капитал организации, довольно неглупый человек и давно воспользовался иными методами получения/приобретения российского гражданства. Вопрос: где целесообразность данной поправки? Какой круг сможет воспользоваться этой статьей? Ради интереса можно провести мониторинг и в следующем году наглядно увидеть, сколько иностранных инвесторов обратится по такому основанию приема в гражданство в упрощенном порядке. Вместо бессмысленных поправок можно было ввести изменения, которые реально помогут иностранцам немного меньше думать о документах и сконцентрироваться на работе и жизни. Я бы предложила доработать 13-ю статью по приему в гражданство в общем порядке. Ведь многие не знают, что даже если они получили разрешение на временное проживание в России по квоте, а далее и вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства, — они никогда не получат по этой же статье гражданство. Они будут менять один вид на жительство на другой по истечении сроков действия вида либо срока действия иностранного паспорта (визы). А причиной служит невозможность предоставления соответствующей информации, запрашиваемой органами Министерства внутренних дел, занимающимися вопросами миграции, а именно подтверждение проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации с момента прибытия по дату подачи заявления на прием в гражданство. Учитывая тот факт, что иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в пределах квоты, обязаны прожить на территории субъекта России как минимум год до получения вида на жительство иностранного гражданина, а затем пять лет до получения гражданства, — подтверждению подлежит каждый день пребывания на территории Российской Федерации, начиная с первого дня пребывания. На самом деле физически сделать это не реально, т. к. на момент первоначального прибытия в Россию человек не знает процедуру принятия/приема в гражданство Российской Федерации вообще; не знает, что его ожидает в дальнейшем и какие документы ему могут понадобиться через восемь лет, когда у него закончится срок первого вида на жительство.

КТО ПОМОЖЕТ МИГРАНТУ

Возможно, незнание закона иностранными гражданами и есть пробел законодательства? Возможно, нужно создать комиссию, которая будет обучать русскому языку, российскому законодательству, а также культуре и манерам поведения, принятым в российском обществе? Такая работа будет наиболее положительно сказываться на фоне общего и интеллектуального уровня развития иностранцев в России, международных отношений в целом. Комиссии будут упрощать работу отдела Министерства внутренних дел, ведающего вопросами миграции. Нужно максимально развивать инфраструктуру для интеграции и адаптации иностранного населения и понимать, что без таких маленьких шагов невозможно пробежать марафон.
Изменения коснулись и высококвалифицированных специалистов. Они имеют право заявить о приеме в гражданство вне квоты, если не менее трех лет осуществляют трудовую деятельность по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов.
При этом в отношении таких граждан должны осуществляться страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за каждый календарный год указанного периода.
А что делать иностранным гражданам, которые не соответствуют вышеуказанным критериям? Радует лишь одно: в 2015 году Армения вошла в Евразийский экономический союз, а значит, права и свободы граждан Армении на территории России максимально возросли, появилось единое таможенное пространство и перспективы для трудовых мигрантов.
Непрерывно, без выезда, временно пребывающие трудовые мигранты из Армении имеют право находиться в России три года. Налоговая ставка по НДФЛ снижена до 13%. Упрощен порядок поступления на работу, обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях, средних и высших образовательных учреждениях.
Поэтому иностранным гражданам, которых на сегодняшний день законодательные изменения не коснулись, расстраиваться не нужно. Прием в гражданство может быть осуществлен и на общих основаниях, с учетом установленной правительством квоты. Главное в жизни — не сидеть на месте, а двигаться вперед и верить в лучшее! Делайте каждый шаг с верой, и у Вас, мой читатель, обязательно все получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *