Фамилия Айвазовский произошла от арабско-турецкого слова «айвазян» (дворецкий). Теперь понятно, почему гениальный художник Иван Костантинович Айвазовский дружил с католикосом всех армян и таганрогским купцом Яковом Михайловичем Серебряковым, армянином по происхождению.
Мало кому известно, что в Таганроге побывал русский живописец-маринист Иван Константинович Айвазовский. И пробыл он в городе не десять дней, как утверждают многие, а всего один день. Случилось это в 1895 году, когда известный художник ездил в Нахичевань к Католикосу всех армян Мкртичу и на обратном пути, возвращаясь домой в Феодосию, завернул в наш город, чтобы навестить своего земляка и доброго старого знакомого Якова Михайловича Серебрякова, которого знал много лет.
В среду 12 апреля 1895 года ростовский почтовый поезд доставил в Таганрог специальный вагон, в котором со всеми удобствами и комфортом путешествовал Айвазовский. Он мог позволить себе это. На перроне вокзала знаменитого гостя встречала семья Серебряковых. Обнявшись и сердечно поприветствовав друг друга, все поспешили к ожидавшим их конным экипажам. Проследовав через оживленную привокзальную площадь и миновав массивные столбы шлагбаума, процессия не спеша покатила вверх по главной улице города. В доме, где жила семья Серебряковых (Петровская, 19), их уже ждали.
Вечер дорогой гость провел в окружении представителей власти и в обществе местной знати. Здесь присутствовали городской голова Константин Петрович Фоти, председатель окружного суда В.К. Мордухай-Болтовский, председатель коммерческого суда Фердинанд Карлович Орем, местный скульптор Леонид Егорович Егоров и другие.
Несмотря на преклонный возраст (Айвазовскому исполнилось 77 лет), Иван Константинович был полон жизни и оптимизма, его увлекательная речь всех обворожила. Затем присутствующим предложили обед, на котором в честь гостя и его редкого таланта художника прозвучало много здравиц.
После изысканного обеда за игрой в неизменные карты, с разрешения Айвазовского, скульптор Егоров вылепил его медальон. На это потребовалось всего полчаса, и вышел он, по мнению собравшихся, на диво удачным. Тут же, на вечере, Иван Константинович подарил недавно открытой в городе (в районе станции Марцево) колонии малолетних преступников свою картину, с тем чтобы она была разыграна в лотерею. Затем в честь своего пребывания в Таганроге преподнес картину и городу. По просьбе хозяина дома любезно обещал украсить интерьер строящейся в городе армянской церкви иконою своего письма с изображением просветителя всех армян святого Георгия.
Поздно вечером, возбужденные и разгоряченные легким вином, присутствующие отправились на вокзал, чтобы проводить именитого гостя.
письма с изображением про¬светителя всех армян свято¬го Георгия.
Поздно вечером, возбуж¬денные и разгоряченные лег¬ким вином/присутствующие отправились на вокзал, что¬бы проводить именитого гос¬тя.
Попрощавшись, напутствуемый добрыми пожеланиями, Иван Константинович вошел в вагон, и поезд, пыхтя, как бы нехотя набирая скорость, медленно отошел от перрона гостеприимного таганрогского вокзала.