Как-то ко мне на работу пришел мой хороший знакомый, юрист, сын легендарного актера Михаила Ильича Бушнова, Александр Михайлович Бушнов. Он долгие годы работал в органах внутренних дел следователем.

Александр Михайлович поблагодарил меня за то, что я написал о его отце в книге «Ростовские портреты». И подарил мне работу искусствоведа Дживелегова, которая хранилась в семейном архиве и называлась «Черты провинциальной жизни на рубеже XIX века».
По сути, это рукопись, которую напечатали на печатной машинке. Типичный самиздат советского времени. Напомню, что Алексей Карпович Дживелегов — выдающийся искусствовед, литературовед. Он родился в 1875 году в Нахичевани-на-Дону.
Дживелегов в работе «Черты провинциальной жизни на рубеже XIX века» рассказывает о дневнике своего прапрадеда Христофора Степановича Аладжалова. Этот дневник очень интересен. Как пишет Дживелегов, Аладжаловы приехали торговать в крепость Святителя Димитрия Ростовского еще в 1778 году. То есть до переселения армян на Дон. А с 1785 года стал вести свой дневник Христофор Степанович Аладжалов. Он писал по-армянски и по-русски.
А при чем же здесь Наполеон, спросите вы? А вот при чем.
Аладжалов был очень религиозным человеком. Он сообщает: «1798 года, августа 26-го, паломники поехали в Иерусалим на поклонение святым местам. До Яффы доехали, вернулись назад. Война там была с французом. В Иерусалим не могли попасть. Назад приехали. За грехи наши».
Дживелегов с юмором комментирует дневник своего прапрадеда:
«Генерал Бонапарт, вероятно, и не подозревал, что своей египетской экспедицией он помешал целой компании нахичеванских жителей выполнить их обет».
А далее Дживелегов пишет, что в Ростове и Нахичевани люди плохо понимали, что происходит в мире.
«Для Ростова и Нахичевани все эти дела не имели никакого значения. Люди жили в стороне от истории. Что они переживали «век бурный, дивный век, громкий, величавый», — они едва ощущали. Их жизнь ничем не была нарушена. Они все так же регулярно торговали, так же продолжали ездить каждое лето в Макарьев на ярмарку, за товаром. В начале августа нов. стиля 1813 г. пленный офицер великой армии, граф фон-Ведель, спускаясь вниз по Волге со своей партией, встречал «много армянских и азиатских купцов, которые ехали на знаменитую макарьевскую ярмарку». Среди этих «армянских купцов», наверное, был какой-нибудь представитель семьи Аладжаловых».
Думаю, надо пояснить, что Макарьевская ярмарка, куда ездили торговать нахичеванские армяне, — крупнейшая ярмарка в России. По данным Википедии, она существовала с 1620 года до начала XIX века. Считается, что ярмарка возникла возле стен Свято-Троицкого Макариево-Желтоводского монастыря, находившегося посреди торгового пути вдоль реки Волги, по которому с давних времен осуществлялся торговый обмен между Азией и Европой.
Конечно же, предприимчивые донские армяне ездили туда торговать.
Но вот то, что генерал Бонапарт помешал паломничеству в Иерусалим, нахичеванцы запомнили хорошо. Потому как все это «за грехи наши!».
Георгий БАГДЫКОВ