nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Много лет минуло с тех пор, когда человек, чтобы получить достоверную информацию, отправлялся искать в библиотеку или книжный магазин нужную книгу. Всегда считалось, да и сейчас считается, что самая правдивая информация находится в энциклопедиях, справочниках, учебниках… Ведь над этими изданиями работают ученые, члены-корреспонденты Академии наук. В СССР, к примеру, самым авторитетным изданием была Большая советская энциклопедия. Над ней работали несколько десятков человек, маститых ученых, среди которых в разные годы были А.В. Луначарский, П. А. Флоренский, Н. Н. Бурденко, В. А. Обручев, Н. А. Семашко… А главными редакторами и замами были академики Отто Юльевич Шмидт, Сергей Иванович Вавилов, Борис Алексеевич Введенский, Лев Степанович Шаумян – весь цвет науки. Но времена меняются. Энциклопедии остаются, перерабатываются и дополняются. Тем не менее, интерес к ним все больше угасает. И чаще всего от того, во-первых, что неудобно обращаться с толстенной книгой, а то и с объемными многотомниками. Во-вторых, как кажется многим, зачем хранить, простите за выражение, всю эту увесистую макулатуру, если прогресс пошел далеко вперед.
Почти в каждой квартире библиотеку заменяет интернет. Появилось выражение: «Гугл в помощь»». И «гуглят». И, как правило, обращаются в первую очередь в Википедию, будучи уверенными, что Вики (как ее ласково называют) – есть панацея пробела знаний. Увы и ах! Не всегда Википедия может стать панацеей. Все зависит от того, кто, где и как делает свою часть Википедии. Порой она может служить лишь в качестве плацебо. Принял плацебо вместо седалгина. Голова перестала болеть. Учитывая, что плацебо – средство психологическое, нежели терапевтическое. Так и некоторые статьи Википедии: вроде бы узнал из нее что хотел, но не то. Вас обманули. Именно таковыми энциклопедическими плацебо являются нынче материалы в Википедии на азербайджанском языке.
Рассматривать все статьи, выходящие из-под руки Академии наук Азербайджана, мы не будем. Ибо это долгий процесс. Коснемся лишь тех статеечек, которые касаются армян и Армении, и которые мы еще не раскрывали в рубрике. Поверьте, они не менее любопытны и нуждаются в освещении. Что я с радостью и сделаю.
Однажды мы уже обсуждали в рубрике «Антитопор» культ языческой богини любви и плодородия Анаит, который был распространен в Армении в период зороастризма. Кстати, Анаит у армян и послужила прообразом Богородицы в период принятия Арменией христианства. Впрочем, как и у греков – Артемида, ставшая прообразом Богородицы, или римская Венера у католиков… Все бы ничего. Казалось бы, авторы Википедии на русском, английском, французском, испанском и даже баскском языках сообщают одно и то же об Анаит, всю информацию, которая известна на сегодняшний день всей мировой истории. Ан нет! Азербайджанская Википедия на родном языке пошла дальше. Она пишет о том, что Анаит – богиня проституции. Действительно, откуда Баку знать об античной мифологии, если во времена античности в регионе их предки не присутствовали?! Чтобы хоть как-то подкрепить свое больное воображение, авторы азербайджанской «Вики» использовали в качестве ссылки «желтую» прессу из двух-трех изданий и, самое главное, проиллюстрировали текст изображением якобы армянской монеты с изображением Анаит… с мужчиной. На беглый взгляд непосвященный читатель может и поверить. Ведь приведена статья и иллюстрация при ней. Но это непосвященный читатель, азербайджаноязычный, который увидел и прочел то, что и хотел прочесть. И ему в голову не придет проверить информацию на других ресурсах. И если он, этот азербайджаноязычный читатель, захочет разобраться и убедиться, что академики его страны дурят своих сограждан, то обязательно дойдет до истины и с удивлением узнает, что приведенные в статье изображения монет не имеют отношения ни к самой Анаит, ни к Армении. Азербайджанские википедисты всего лишь использовали изображение римских монет-спинтриев, где на аверсе спинтрия римские цифры, которые никогда не использовались в Армении, а на реверсе — эротические сцены с обычными парами, не мифологическими персонажами. Такие спинтрии были распространены в Помпее и являются настоящей находкой для любого нумизмата. Жаль только, что на территории Армении их не откопаешь хотя бы потому, что Помпея не Армения, а Армения не Помпея. Зато ими можно любоваться, если войти на сайт fishki.net в раздел «Римские монеты». А заодно и подивиться, как с легкой руки азербайджанских википедистов-азеропедов спинтрии вдруг стали армянскими монетами, а изображенные оргии – «богиней Анаит и ее партнерами».
Ну что ж, там, где извращения, всегда рядом животный инстинкт. А значит, и животных наши соседи не обошли вниманием. Речь об армянской породе собак – гампре. 13 сентября 2016 года гампр был официально признан аборигенной собакой Армянского нагорья Международным кинологическим Союзом в Мадриде. Впрочем, об аборигенности этой породы писалось и раньше, т.к. ученые-кинологи знали историю гампра, и об этом много говорилось до официального признания.
Тем не менее, оказалось, и в собачьих делах азербайджанская наука расходится с общемировой, общепризнанной. В Википедии на азербайджанском языке до сих пор размещена статья о гампрах, названная в бакинской версии незамысловатым наименованием «гурдбасар», что в дословном переводе на русский – «волкодав». Вот так запросто взяли и перевели другую породу собак из русского на азербайджанский язык. Так же отмечается, что в народе (азербайджанском, разумеется – Прим.автора) «гурдбасар» принято еще называть «гойун ити» («овечья собака»), и является она «азербайджанской национальной породой собак». Когда читаешь на азербайджанских ресурсах этот бред, не только понимаешь, что для Азербайджана собственная алиевская наука, да и вся остальная нипочем, но и религия азербайджанцев тоже своя, отличная от всего остального ислама. Учитывая, что в исламе собака – грязное животное, а значит, запрещается не только заводить пса, но и прикасаться к нему, и уж тем более возводить породу до ранга «национальной»…
Любопытно также обстоят дела в статье азербайджанской Википедии и о Кавказской Албании. Снова полная противоположность тому, что содержится в статьях на всех других языках об этом государстве. Начнем с того, что азербайджанцы считают кавказских албан своими предками, отметая при этом законных наследников кавказских албан – лезгин, табасаранцев, удин и др. кавказоязычных народов. По словам азербайджанских албановедов, Албания – древнеазербайджанское государство, которое повлияло на культуру и религию Армении. Именно на Армению, а не наоборот. И, более того, считают, что современные армяне есть христианизированные албаны. Мол, не было и никакой Армянской Киликии. Оказывается, то была Албанская Киликия, которая, цитирую: «…всегда держала связь с Кавказской Албанией».
Фантазии соседей можно позавидовать. Мало того, что присвоили себе чужое государство, так еще и границы Кавказской Албании расширили до Армянского, пардон, «Албанского» Тавра. И карту использовали самиздатовскую, которую нигде более не найдешь, кроме как на самих азербайджанских ресурсах.
Если честно, обидно за азербайджанскую молодежь. Ведь им жить дальше. И не просто жить, но и сосуществовать, контактировать с другими народами. В самом Азербайджане, возможно, привитые им топорные знания сгодятся. Но как быть тем, кто захочет продолжить образование и жизнь за пределами Азербайджана?
Есть у меня приятель, молодой парень, азербайджанец, студент одного из российских вузов. Как-то он мне признался, что, учась в Баку, в школе любимой дисциплиной была история. По этому предмету у моего бакинского приятеля были, по его словам, одни только «пятерки». Однако в российском ВУЗе он стал понимать, что отстает по этому предмету. Едва до «четверки» дотягивает.
– В наших учебниках пишется, что в средние века границы Азербайджана простирались от Персидского залива до Индии, – говорит мой приятель. – Но я еще ни разу об этом не слышал на парах по истории в России. Разве наши учебники врут, Вадим? Как так? Зачем?
В ответ я пожал плечами и ответил:
– Ты уже не в Азербайджане. Сам волен понимать, где правда, а где ложь.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики
«Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *