nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Город Ростов-на-Дону был освобожден 14 февраля 1943 года. Центральная часть лежала в руинах. Из 274 фабрик и заводов не были уничтожены лишь шесть. Коммунальное хозяйство (водопровод, электросеть, канализация, общественный транспорт и др.), лечебные учреждения, учебные заведения представляли собой «страшную картину разрушений». Но сломить стремление жителей возродить свой родной город было невозможно.

РОСТКИ МИРНОЙ ЖИЗНИ

Первыми вернулись в строй ростовские пекарни, 25 февраля ученики возобновили занятия в школах. 1 апреля 1943 года открылось железнодорожное сообщение, 10 апреля — навигация на Дону. В апреле-мае заработал ряд предприятий, выполнявших военные заказы. Стахановцы завода «Красный Аксай» (Пролетарский район) получили почетные грамоты от командования Южного фронта за успешное выполнение «боевых заказов».

1 июня по улицам города пошли трамваи. В это время в городе заработали лечебные учреждения, были открыты первые столовые, магазины, театры. А в госпитале, расположенном в здании бывшей нахичеванской Екатерининской гимназии (ныне лицей № 13), силами ростовских художников во главе с Акимом Карповичем Ованесовым была открыта первая послевоенная художественная выставка. В семейном архиве заслуженных художников Курманаевских сохранились уникальная фотография встречи художников с ранеными бойцами, афиша выставки.

В своих записях, посвященных первым послевоенным годам, А.К. Ованесов отметил, что «в 1948 году у нас в Ростове был организован «Союз художников» (Ростовское отделение)».

14 ноября 1949 года состоялось празднование 120-летия со дня рождения М.Л. Налбандяна. В Музее русско-армянской дружбы представлены фотографии Р. Голбдберга с торжественного митинга у церкви монастыря Сурб Хач. На митинге присутствовали жители поселка Мясникован Карапет Мкртычевич Адамян с сыном Гургеном, сохранившие памятники Налбандяну и Патканяну.

В подготовке и проведении празднования принимали участие члены Ростовского-на-Дону отделения Союза писателей: В. Закруткин, А. Оленич-Гнененко, Г. Шолохов-Синявский, Д. Петров-Бирюк, М. Андриасов и многие другие.

Военный журналист, писатель и публицист Михаил Андриасов в своей статье, посвященной Микаэлу Налбандяну, не случайно приводит цитату из статьи Михаила Шолохова, опубликованной в ноябре 1954 года в газете «Советская Армения» («Советакан Айастан»): «Армянин по национальности,

он был моим земляком, и я склоняю голову над прахом великого сына армянского народа и мысленно твержу его слова: «Свобода!» — восклицаю я…».

ЖЕНСКИМИ РУКАМИ

Вспоминая о послевоенных годах, ветеран Великой Отечественной войны, участник боев за освобождение Крыма, орденоносец Гавриил Степанович Шорлуян говорил о необыкновенном ощущении счастья от того, что вернулся живым, что может работать, и от уверенности, что жизнь будет лучше и счастливее с каждым днем. Шорлуян вернулся в Ростов-на-Дону в 1946 году после тяжелого ранения.

Общий план демобилизации был рассчитан практически на 2,5 года, а именно с июля 1945-го по март 1948-го и предусматривал 6 очередей. В первую очередь уволили 13 старших возрастов (родившиеся с 1883 по 1905 годы) и не годных к строевой службе. Домой отправили и тех военнослужащих, кто имел высшее, среднее техническое и среднее сельскохозяйственное образование всех специальностей, учителей и преподавателей, всех студентов (в том числе и заочников), не успевших завершить обучение.

Трудности повседневной жизни в основном легли на плечи женщин и подростков. Например, в Пролетарском районе города женщины ремонтировали дома, расчищали и озеленяли улицы и площади. Силами местных жителей было подготовлено для проживания 2927 квартир общей площадью 64394 квадратных метров.

Среди руин (материальный ущерб, причиненный городу, исчислялся в сумму 3 миллиарда 100 миллионов рублей) горожанки и их юные помощники сажали огороды, убирали завалы и расчищали места под новое строительство, женщины одновременно воспитывали детей и обеспечивали семью. Все жили надеждой, что очень скоро наступит новая, более свободная и обеспеченная жизнь.

В своих воспоминаниях жители Пролетарского района рассказывали и о том, как многие мальчишки и девчонки, вооружившись самодельными удочками и приспособлениями для рыбной ловли, снабжали свои и соседские семьи донской рыбой. Совсем еще дети, они старались во всем помогать взрослым: и в восстановлении городского хозяйства, и в обеспечении семьи, и в помощи тем, у кого не было сил позаботиться о себе. А еще они учились в школе, строя планы на будущее, находя в себе силы после всех пережитых ужасов оккупации.

ИСЦЕЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ

На фотографии из семейного архива Риммы Погосовны Батырьян (в замужестве Лупинога) запечатлены учащиеся первого класса (учебный год 1948/1949). Скромно одетые, чуть напряженные от важности события, мальчишки смотрят в сторону объектива. Среди первоклашек и будущий художник, скульптор, учитель Юрий Георгиевич Апиянц.

Римма Погосовна, вспоминая о своих годах учебы в музыкальной школе им. Рахманинова, со смехом рассказывала о веселых проделках мальчика по имени Ким, который мог «сыграть» мелодию даже не имея под руками музыкального инструмента, простучав ритм двумя руками. Ни учителя, ни ученики не могли и подумать, что талантливый и озорной мальчишка Ким Назаретов сыграет выдающуюся роль в становлении джаза на юге России, первым получит звание профессора на открытой им джазовой кафедре в Ростовской консерватории. И что именем Кима Аведиковича Назаретова (1936-1993) назовут джазовый центр, оркестр и детскую музыкальную школу в городе Ростове-на-Дону.

Сохранилась фотография М.Ф. Гнесина конца 1940-х годов в окружении учеников. Из опубликованных воспоминаний Петра Кимовича Назаретова узнаем: «…Вот историческая фотография: Михаил Фабианович Гнесин приехал в Ростов, в музыкальную школу, которую потом назвали его именем. Это было сразу после войны… Папе тут лет 9-10… Вот он стоит слева… Зарабатывать на жизнь отец начал то ли с пятнадцати, то ли с шестнадцати лет. Играл в кинотеатрах, в «Спартаке», например. Тогда в каждом кинотеатре работал оркестр».

Музыка была необходима восстанавливаемой после войны стране, возрождаемому из руин городу Ростову-на-Дону. Музыкальных инструментов катастрофически не хватало. И в Ростове в конце 1940-х годов открывается Фабрика клавишных инструментов, на которой изготавливалось хорошо известное всем пианино «Ростов-Дон».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОБЛИКА

В конце лета 1945 года 9 августа Совет министров СССР утвердил генеральный план восстановления и реконструкции города Ростова-на-Дону. В подготовке проекта принимали участие архитекторы творческой мастерской Академии архитектуры СССР М.И. Тараканов, Л. Е. Бирюков, архитекторы из Ростова-на-Дону В.Н. Семенов, Я.А. Ребайн, Г.А. Петров, В.И. Григор и др.

Генеральным планом предусматривалось создание новых ансамблей площадей и улиц, строительство набережной реки Дон в черте города.

В 1949 г. усилиями жителей, которые помогали в свободное от основной работы время, за несколько месяцев на набережной, на пешеходном бульваре, были высажены деревья. Уже в августе 1949 года набережную открыли. Особое внимание уделили озеленению города, формированию зеленых колец вокруг него. В 1950 году был заложен парк на Зеленом острове, продолжилась высадка деревьев в роще у городского пляжа, обустройство парков и скверов.

В бывшем здании ТРАМа (Театр рабочей молодежи) после войны давались спектакли артистами театра Комедии. Возобновил работу Ростовский театр музыкальной комедии. Послевоенные театралы стремились прийти на спектакль в самой лучшей своей одежде.

ПРИМЕТЫ МИРА

Основной одеждой того времени стала военная форма, которую старались «перестроить», т.е. перешить, перелицевать, придать ей вид, схожий с традиционной гражданской одеждой. Из парашютной ткани, занавесок, скатертей шили и белье, и платья. Мужские пальто перелицовывали в женские и детские, перевязывали старые свитера. Сумки мастерили из старых плотных тканей и остатков материи и тому подобное.

14 декабря 1947 года в СССР было принято Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». 16 декабря 1947 года рано утром по всей стране были открыты магазины, в которых без карточек граждане могли за новые деньги купить товары. В определенной степени этот день в сознании советских людей обозначил понимание того факта, что жизнь наконец становится как раньше, до войны.

Но воссоздание города продолжалось долгие годы. Только в 1963 году было полностью восстановлено здание театра им. Максима Горького, разрушенное в 1943-м: проведена полная перепланировка внут-ренней части, упрощено убранство интерьеров, сокращена вместимость залов, ликвидированы локации для отдыха, буфетные, детские площадки, ос-тался только один сценический круг.

И хотя восстановить театр удалось только в уменьшенном виде, жители города, видевшие разрушенный Ростов-на-Дону, восприняли это событие как выполнение данного самим себе и городу обещания, которое наиболее точно передают поэтические строки Михаила Андриасова:

Мы шли по улицам и думали о том,
Как будем строитьснова каждый дом,
И стали клятвой пять солдатских слов:
«Мы возродим тебя, родной Ростов!».

Материал подготовила Маргарита СОКОЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *