nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Нелепые заявления из раза в раз поступают из официального Баку. На этот раз президент Азербайджанской Республики завил об антисемитизме в Армении, а заодно и похвалил Азербайджан, выронив фразу: «Азербайджан — единственная в мире страна, где никогда не было антисемитизма». Касаемо Армении понятно. И. Алиев снова «поет» для публики, а Армения у него выступает в качестве припева. Что касается Азербайджана… Давайте разберем, так ли это?!

Ну, положим, Азербайджан довольно-таки молодая страна, чтобы говорить об истории. И вообще в мире нет стран, на территории которых никогда бы не было не то что антисемитизма, но и в целом ксенофобии как явления. К сожалению, человечество так устроено, что каждый кулик свое болото хвалит, а пигалицу из соседнего водоема считает недостойной своей трясины. Причем парадоксально выходит: антисемитизма не было, но антисемитов приветствуют. К примеру, в Баку обожают цитировать антисемитов-черносотенцев, таких, как Голицын, Величко… Правда, из-за низкого уровня образования об этих личностях в Азербайджане знают как об армянофобах. Ведь черносотенцы начала ХХ века успешно совмещали и одно, и другое. Голицын так и вовсе считал, что армяне те же семиты. Получается, официальный Баку неосознанно противоречит самому себе. К тому же и в наши дни антисемиты принимаются в Азербайджане на высшем уровне. Яркий тому пример — писатель и публицист Александр Проханов.
Что ж, был антисемитизм или нет? Для начала углубимся в историю. Как известно, в первой половине XVIII века шахом Ирана был Надир-шах Афшар. В учебниках истории Азербайджана говорится, что афшары — одно из племен азербайджанцев. Соответственно, Надир-шах афшарид, он же «азербайджанец». И не важно, что он туркмен и что все ведущие энциклопедии и справочники мира, среди которых Encyclopaedia Britannica, Encyclopædia Iranica и др., в статье о Надир Шахе пишут, что род его исходит из туркменского племени караклю. Но в Азербайджане свой взгляд на историю и биографии. И коль так, то обратимся в «Российскую еврейскую энциклопедию», где имеются следующие строки: «… Надир Шах ревностно относился к иноверцам. В 1731 году в селении Кусары шах обратил всех оставшихся (не убитых) евреев в ислам». А Кусары где у нас? Верно! В Азербайджане. Далее, «…в ходе нашествия Надир-шаха были разрушены или уничтожены несколько поселений евреев. Проживавшие в области Кубы, Кусар, Шемахов, Хачмаса евреи должны были носить специальные знаки отличия». Иначе говоря, это было своеобразное гетто, которое зародилось задолго до образования нацистской Германии на территории современного Азербайджана. Как видим, история опровергает утверждения Баку, что, дескать, Азербайджан «единственная в мире страна, где не было антисемитизма».

CT4693.tif

Теперь заглянем в новейшую историю Азербайджана и разберем наши дни, не уходя далеко в столетия. Для этого не нужно даже копаться в желтых страницах исторических книг, а достаточно лишь порыться в подшивах СМИ за последние три десятка лет независимости Азербайджана.
Как бы ни было горестно сознавать, но и последние 30 лет не назовешь юдофильными в Азербайджане. Например, в 1995 году в Баку были случаи нападений на лиц еврейской национальности, вплоть до убийства пожилой еврейской пары, 71-летнего старика, его 69-летней супруги, а также избиение 30-летнего еврея, которого нападавшие били с криками «сионистский террорист». В апреле этого же года отмечено осквернение еврейских захоронений. Около 50 могил были частично вскрыты на еврейском кладбище в Баку. Помимо этого, покинувшие Азербайджан еврейские беженцы сообщили, что Исламская партия Азербайджана регулярно распространяет антисемитские сообщения через свои газеты, листовки и радиоканалы, с призывом «выгнать евреев или они будут уничтожены». В листовках, распространяемых националистической группировкой «Мусават», говорилось: «Не покупайте квартиры у евреев, они принадлежат вам». Кстати, армяне, выходцы из Азербайджана кон. 80-х -нач. 90-х наверняка помнят те же призывы, но в отношении армян. Только на пять лет раньше.
Далее, в 2001 году было осквернено еврейское кладбище в Баку. Разбито несколько десятков надгробных памятников и плит. А в 2006 году бывший министр внутренних дел Азербайджана Искандер Гамидов, председатель Национально-демократической партии (Боз Гурд), сделал ряд антиеврейских и антиизраильских заявлений. Согласно ему «евреи, уже давно став хозяевами Азербайджана, успешно прибирают к своим рукам богатства страны». Обвинив ряд отечественных историков в сговоре с сионистами, он отметил, что готовится почва для дальнейших претензий к Азербайджану.
В том же 2006 году в Баку, 27 июля и 3 и 7 августа, прошли антиизраильские демонстрации. Хотя митинги не были санкционированы, власти не вмешивались. 5 августа около 70 человек провели демонстрацию в поддержку «Хизбаллы», на которой участники выкрикивали лозунги против Израиля, США, Европейского Союза и других государств. Демонстрация закончилась сжиганием израильских и американских флагов.
В 2008 году в Азербайджане группа из четырех азербайджанцев и двух ливанцев планировала взорвать израильское посольство в Баку. Их планам не суждено было сбыться, они были схвачены и осуждены. В мае 2010 года, в связи с задержанием Израилем турецкого судна «Мави Мармара», по Азербайджану прокатилась волна антисемитизма. Под радикальными антисемитскими лозунгами в Баку и ряде других городов прошли антиизраильские выступления.
В 2012 году было вновь осквернено еврейское кладбище Баку. Как сообщило «Агентство еврейских новостей», кладбище превратили в мусорную свалку, что, согласно Агентству, является «вопиющим случаем антисемитизма». В августе 2014 года был зарегистрирован акт вандализма на еврейском кладбище Шемахи. Вандалами-антисемитами была разрушена мраморная плита со Звездой Давида и надписью «Еврейское кладбище».
Так был ли в истории Азербайджана антисемитизм или его все-таки не было? Оставлю вопрос открытым.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *