
Выставка Элины Григорьян будет проходить в Чалтыре в Краеведческом музее, с 10 октября по 9 ноября. Открытие состоится 10 октября в 15 часов.
Элина Григорьян — художник, чье творчество многогранно, радостно и неожиданно мелодично. Картины, куклы, керамика звенят колокольчиками, переливаются нотами музыкальной шкатулки… Это не просто звуковой фон, а выверенный мотив, он озвучен красками и открывает новые смыслы за пределами холста и цветной глазури. Это те сокровенные образы, которые художник создает сердцем, а внимательный зритель сердцем же и принимает. Где же истоки творчества и вдохновения Элины? Может, судьба подарила ей особое везение?
Талантливая девочка из старинного, знатного и просвещенного армянского семейства родилась в Баку. Все предки с папиной стороны из Арцаха. Прадед Арам Сергеевич знал, между прочим, восемь языков. Учился в Германии, затем вернулся в Шуши и 20 лет преподавал в реальном училище, имел звание действительного Статского Советника. Бабушка Элины преподавала английский язык, а также русский и литературу. А дедушка владел в Баку обувным магазином.
У дедушки со стороны матери, Ильи Давидовича, интересная биография. Он воевал в пехотных войсках, имел 4 медали. Попав в Баку, стал конферансье, одним из первых в городе, вел вечера. Можно много рассказывать о предках, но лучше всего говорят старые черно-белые фотографии. Элегантно одетые мужчины, женщины в национальной одежде, нарядные дети — все красивы той старинной красотой, о которой мы с ностальгией мечтаем.
Григорянцы, Калантаровы, Назаровы, Веробчики… Ветви семейного древа переплетались, выпускали новые ростки.

Мама Элины родилась в Баку, стала юристом. Папа строитель. А у дочери желание рисовать проснулось в детстве.Орнаменты Востока, колорит щедрых базаров, сочность природы формировали ее вкус и цветовую палитру. В 1986 году Элина закончила художественно-графический факультет Азербайджанского педагогического института. Прекрасное время для начала творческого пути. Но трагические события 1988-1990 г.г., словно ветер пожарища, опалили рукопись мирной, яркой жизни, вымарав в черный цвет судьбы людей.
Это дало творчеству художницы особую закалку. Может, поэтому она и полюбила глину, которая пройдя через руки Мастера и огонь, приобретает прекрасную твердую форму и чистый цвет.
Элина покинула Баку и более 20 лет живет в Санкт-Петербурге, преподает, пишет картины, работает с глиной и текстилем, успешно выставляется в различных арт-пространствах. Что можно сказать о ее картинах? Кто-то заметит в них отголоски палитры Гогена, кто-то пронзительную простоту Пиросмани, кто-то нежную недосказанность Модильяни…

Взгляните на картину «Сбор яблок». 20 лет занятий с детьми научили меня безошибочно отличать цельность и непосредственность живого впечатления от надуманной композиции «на тему». У Элины сохранился дар вновь оживлять в памяти тот «незамыленный» взгляд своего внутреннего ребенка. Деревья, девушки, плоды… И звучат народные напевы, и запах спелых яблок витает в солнечном воздухе. Обратите внимание на глаза на портретах и автопортретах. Глаза героев полны особого таинства, словно не мы разглядываем персонажей, а они пристально, исподволь, изучают нас. Что здесь работает — закон обратной перспективы, как у икон, или стремление художника заглянуть в наши души, минуя земную оболочку?
Картина «Храм и голуби» вызывает ассоциации с церковью на полотне Ван Гога. Но у него храм повернут другой стороной, мы слышим пение, но нет двери. И не войти в эту Обитель Веры, стоящую среди золотой пшеницы. А у Элины Григорьян дверь открыта, люди заходят нескончаемой рекой, и души праведников возносятся ввысь стаей белых голубей, есть Надежда на Возрождение. И звучит горестный и радостный дудук… Такой Божественный свет во всех картинах художницы на библейские сюжеты. Особенной силы этот свет достигает в картине «Ной выпускает ворона». Здесь буйство цвета и вверху, и внизу полотна.

А Ной — светлый, почти бесплотный. Ворон мистическим темным силуэтом выделяется на фоне огненно-золотой горы. Есть картина, где прекрасные волхвы бредут на свет Звезды со своими верблюдами. Они идут справа налево, против часовой стрелки. Такой композиционный прием часто встречается в картинах Элины. Может быть, это дерзкое желание воспротивиться ходу времени, или остановить его. А еще в ее мастерской живут дивные театральные куклы: гротескные характерные клоуны и Ангелы, милые добрые зайцы, капризные и кокетливые Тильды. Есть керамические овощи, фрукты и цветы, словно остановленные мгновения красуются на блюде и в вазе своей сочной натурой. Вот искусно глазурованные броши-птицы. Элина Григорьян и сама словно редкая птица из других, нематериальных миров — красивая, с библейскими глазами и спокойной улыбкой. Есть у нее такая картина — то ли птица-Дива, то ли Пава. И эта работа, я считаю, тоже автопортрет художника.
Когда-то известный мэтр фотографии Карп Григорьевич Пашиньян сделал прекрасный фотопортрет Элины. Он назвал снимок «Танаис». Это очень точное восприятие образа одухотворенной души.
Кому посчастливится быть на выставке самобытного автора, тот навсегда сохранит в памяти чистый голос ее живописи. Струны души обязательно отзовутся, а время на миг остановит свой неумолимый ход.
Светлана ПЕТРОВСКАЯ



