nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В этом году известному джазовому музыканту Киму Аведиковичу Назаретову исполнился бы 81 год

Ким Назаретов был умен, по-джазовому элегантен, щедр на дружбу, быстр на проявление помощи, мягок в общении. Все это было лишь дополнением к его главному качеству – бесконечной музыкальной одаренности и столь же бесконечной влюбленности в джаз. Все это делало то, что мы сегодня называем феноменом Назаретова, а наш Ростов позволяет называть «джазовым городом Назаретова».

Когда его не стало, над Ростовом точно погасло солнце. Так много места он занимал в культурной жизни города, так ярко светил. Тогда все понимали, что потеря эта не просто большая – невосполнимая. Хотя свет его звезды до сих пор озаряет путь ростовских джазовых музыкантов. Именно так и назвала свою книгу, изданную после смерти Маэстро, одна из его многочисленных учениц и поклонниц, музыковед Елена Черепанова – «Свет звезды». Книгу она принесла в Музей краеведения (бывший Дом учителя), поставила на крышку рояля. Ким Аведикович улыбался с обложки, словно приветствуя собравшихся в отреставрированном зале с его уникальной акустикой и ажурной лепниной.
Здесь, в уютной и торжественной атмосфере музыкальной гостиной музея, новый сезон просветительского проекта «Музыкальные среды на Газетном» был открыт элегическим концертом-посвящением Киму Аведиковичу Назаретову.
Вечер начался с шубертовской «Аве Марии» в исполнении солистки Ростовского музыкального театра Марианны Закарян. Ее концертмейстер доцент Ростовской консерватории Галина Мурадян уже в сольном выступлении продолжила эту наполненную высокой печалью музыкальную линию, исполнив переложенную ею на язык фортепиано песню классика средневековой армянской музыки, ашуга Саята Нова «Пока я жив…».
Из воспоминаний Галины Мурадян: «Могли ли мы помыслить, когда Ким Аведикович был с нами, что он так рано уйдет из жизни? Он был одинаково гениален как исполнитель и академической, и джазовой музыки. А еще это был гениальный Учитель. До сих пор не могу понять, как он во мне, пришедшей поступать в консерваторию робкой девочке, сумел разглядеть на экзамене джазовую душу. Но он оказался точен в своих прогнозах на мой счет. Впрочем, как и в отношении остальных учеников, которых он взял на свое, только что открывшееся у нас в консерватории и первое в стране эстрадно-джазовое отделение. Некоторые из его бывших студентов сами уже преподают в консерватории. Каждый раз, входя в аудиторию, где Ким Аведикович вел занятия, мы смотрим на его портрет, висящий на стене, и… здороваемся. Иначе невозможно. Он до сих пор с нами…».
Ким Назаретов родился в той части Ростова, что прежде была армянским городом Нахичеванью. Блестяще окончив музыкальную школу имени М. Ф. Гнесина (класс А. М. Асвадуровой) и Ростовское музыкальное училище у
М. И. Кац, молодой пианист с тем же блеском поступил в Харьковскую консерваторию. Педагоги, и в первую очередь наставник Назаретова профессор М.С. Хазановский, прочили ему карьеру солиста-исполнителя классической музыки, видели в нем восходящую «звезду» харьковской пианистической школы. Но могли ли они предположить, что будущая «звезда», отыграв днем классику, в остальное время суток с головой погружается в джаз. Он находил в этой музыке то, к чему так стремился в своей жизни в целом — независимость от догм, навязанных кем-то сверху канонов. Он искал этой музыкальной свободы не только для себя. В круг его музыкального, да и человеческого обаяния вовлекались все новые и новые талантливые музыканты. Поэтому, вернувшись домой, Назаретов так скоро собрал свой джаз-бэнд.
Назаретов стал джазовой знаменитостью сначала Ростова, а потом и всей страны, тогда еще СССР. Но когда это было, чтобы путь музыканта сразу и безоговорочно был усыпан розами? Джаз в те годы был музыкой бунтарей и изгоев. Страдая из-за непонимания властей, от невозможности завоевать достойное концертное пространство для своего оркестра, Назаретов готов был уже принять предложение Константина Орбеляна, руководителя и главного дирижера Армянского государственного эстрадного оркестра. Но его остановил преданный соратник и друг, саксофонист Владимир Попов. Он сказал: «По мне, лучше быть булыжником на улице своего города, чем бриллиантом в чужом». Нахичеванцы, они оба знали и берегли в себе это чувство любви к городу предков. Но мог ли предположить Попов, что так скоро, всего лишь в 57 лет, Назаретова не станет? Не выдержало большое, доброе, всем сопереживающее, за всех страдающее сердце. Но и в последний миг своей жизни Ким Назаретов остался верен своему городу. Он упал замертво, широко раскинув руки, точно обнял в последний раз камни родной Нахичевани.
Концерт, подготовленный Натальей Мещеряковой в память о Киме Назаретове, получился таким же светлым и добрым, каким был сам Маэстро. В нем, сочтя за честь для себя, приняли участие педагоги консерватории: Н. Мещерякова, Г. Мурадян, А. Терацуян, Е. Базакина и Л. Гончарова, выступившие в ансамбле с такими известными музыкантами, как А. Кандрачьян, М. Кабальскис, В. Рядинская и С. Филонов. Завидный профессионализм и сценический темперамент продемонстрировали студенты – певцы и инструменталисты:
В. Кудина, В. Моликова, В. Юрганова, Э. Кисляк, Е. Подгорная, А. Квашнев, М. Андреева и Д. Леонтьева. Порадовал присутствующих прекрасным знанием армянского фольклора – одного из самых мощных творческих истоков Назаретова – потомственный донской казак, певец и баянист А. Прошкин. Завершил же вечер дуэт контрабасиста, доцента консерватории Адама Терацуяна и пианиста Олега Аккуратова. «Джазовый стандарт» — это было одно из любимых выражений Назаретова. «Джазовый стандарт» эти музыканты продемонстрировали на таком уровне, что, казалось, слово «Браво!» недостаточно для оценки их выступления. И тогда кто-то из сидящих в конце зала не выкрикнул, а скорее даже выдохнул потрясенно: «Фантастика!».
А ведь и правда, есть в этом нечто фантастическое, ирреальное и неслучайное. Вопреки всему Назаретов не умер. Он продолжает жить в своих учениках, которых воспитал, в той джазовой школе, которую создал. Его давно уже нет среди нас, но музыканты страны продолжают именовать Ростов «Джазовым городом Назаретова», вспоминают ставшую хрестоматийной фразу Мурада Кажлаева: «Мы говорим «Ростов» – подразумеваем «Назаретов», говорим «Назаретов» – подразумеваем «Ростов». Действительно, есть личности, которые формируют душу города, без которых город словно теряет свои главные и лучшие черты. И даже уходя, они оставляют в городе свет настолько яркий, что он еще долго и долго озаряет путь идущих следом. Таких людей не много. Но они, к счастью, есть, были и будут. Ким Назаретов из их числа…
Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *