nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Говоря сегодня о музеях, картинных галереях и другого рода малых и больших собраниях произведений изобразительных искусств, мы прекрасно знаем, что к их рождению и дальнейшей судьбе почти всегда причастны меценаты, дарители. И знаем мы также, что без них вряд ли были бы столь значительными по своей уникальности такие всемирно известные коллекции, как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Но и гораздо менее масштабные собрания региональных городских музеев художественного или краеведческого профиля также имеют для нас свою непреходящую ценность, ибо являются теми ветвями и зелеными побегами, которые питают своим живительным соком большое древо всей нашей отечественной культуры.
А что касается меценатов и дарителей, то и в нынешнее, не всегда светлое для культуры время они есть. В Ростовский музей русско-армянской дружбы пришел интеллигентный человек, в чем мы не сомневаемся, и бескорыстно принес в дар два живописных портрета людей, чья деятельность имеет неоспоримую ценность и историко-культурную значимость не только для армянского народа, но и для всей России. На холстах талантливо исполнены образы широко известного поэта Ашота Георгиевича Гарнакерьяна и выдающегося борца, чемпиона Олимпийских игр Вартареса Самургашева. Оба эти произведения, написанные заслуженным художником России Семеном Сергеевичем Скопцовым и Вячеславом Ивановичем Бушуевым, находясь в залах музея, имеют двойную ценность как раритеты искусства и как духовное свидетельство времени о личностях, живших среди нас ранее или которых мы можем встретить сегодня. И весьма знаменательно, что свой дар Александр Владимирович Яровой, о котором трудно что-либо рассказать из-за его искреннего желания не акцентировать на себе внимание, сделал в день 85-летия выдающегося армянского поэта и просветителя Микаэла Налбандяна. Подобная акция оказалась весьма органичной, так как С.С. Скопцова все знали и почитали не только как живописца, но и как талантливого стихотворца, автора произведений, в свое время вошедших в антологию советской поэзии, изданной в США.

Моя улица
Вот островок земли моей,
Здесь я родился, здесь я вырос,
Под звоны белых тополей
Отсюда боль и радость вынес.
Куда бы я ни уходил,
Как далеко от дома ни был –
Свою я улицу любил,
Своим считал здесь даже небо.

Как художник Семен Сергеевич формировался на традициях уже уходившего в историю классического наследия русской культуры, жадно вбирая в себя все то лучшее, что имела духовность русского человека. Еще будучи студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова, он удостоился чести экспонировать свои работы в залах Государственной Третьяковской галереи. На его талант обратили внимание такие корифеи российского искусства, как Игорь Грабарь, Сергей Герасимов, Михаил Нестеров.
Для портрета А.Г. Гарнакерьяна, созданного Скопцовым в 1964 году, характерно такое присущее художнику ценное качество, как желание не только передать психологическое состояние человека на данном отрезке времени, но и попытаться найти наиболее существенное в гранях его характера. В данном случае это внутренняя собранность, цельность натуры и, как мы знаем, принципиальность в суждениях. Есть в творчестве Ашота Георгиевича и стихи тонкого лирического наполнения, когда он говорит о своей Родине:

Тот отчий край, где утром ранним
Цвела за окнами герань,
Хочу старинным звать названьем –
Нахичевань! Нахичевань!
Те переулки, где в гайданы
Играл с ватагою ребят,
Чуть вспоминаю – и как будто раны
Поры мальчишеской болят.
Там материнский добрый голос
Я слышал в утреннюю рань.
Впервые шел учиться в школу.
Нахичевань! Нахичевань!

Наш современник Вячеслав Иванович Бушуев (род. 1948 г.) после окончания Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова впервые всенародно показал свое творчество в Ростове в 1993 году на персональной выставке, которая обратила на себя внимание художников Дона и многих зрителей как явление неординарное и свидетельствовавшее о том, что в искусство нашего края пришел очень своеобразный живописец с оригинальным, образным видением и темпераментной, активной художественной натурой. В работе над портретом Бушуев иногда бывает нетерпелив, так как хочет уловить именно тот краткий миг в человеке, который ему показался наиболее важным и интересным. Как художник, по своей натуре весьма динамичный и импульсивный, он постоянно импровизирует и может за короткий промежуток времени создать нечто выразительное и серьезное.
В портрете Вартареса Самургашева Вячеслав Бушуев показал нам спортсмена, способного в необходимое мгновение сконцентрировать свои духовные и физические силы на активное действие: для него это схватка на ковре, которая должна принести не только победу, но и честь и славу народу, который вырастил спортсмена Родине.
Валерий РЯЗАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *