nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Научные проекты в области этнической генетики, исследующей происхождение и древние миграции народов, не всегда результат долгих размышлений, чтения большого объема литературы по соответствующей теме и тщательной подготовки к сбору и анализу образцов ДНК. Иногда к работе приступаешь неожиданно, в силу тех или иных, не зависящих от тебя обстоятельств. Но от этого работа не становится менее интересной. По ходу ее, в условиях естественного в таких случаях цейтнота и нехватки предварительной информации приходится спешно планировать эксперимент, знакомиться только с основными публикациями по данной проблеме и оперативно решать многочисленные организационные вопросы. Именно в такой не совсем обычной обстановке было предпринято исследование генетической истории одной из примечательных с различных точек зрения диаспоральных общин армян, проживающей на юге европейской части России.
Все началось в июне прошлого года в Краснодаре, куда я прилетел для сбора генетического материала у амшенских армян. Эта географическая группа наших соотечественников представляет особый интерес для историков и генетиков, поскольку взгляды армянских и турецких специалистов относительно их происхождения диаметрально противоположны. Но данная статья не об амшенских армянах; к ним мы обратимся позднее, когда будет завершена работа по выяснению их генетических корней, а полученные данные будут опубликованы в международном научном журнале. Сегодня мы поговорим о других, не менее интересных представителях потомков Айка — донских армянах.
Прежде чем приступить к изложению результатов генетического исследования наших соотечественников, я позволю себе вкратце напомнить хрестоматийную историю происхождения донских армян. Согласно устной традиции и сохранившимся документам, основная часть предков современных донских армян проживала в городе Ани — столице средневековой Армении. Из-за разрушительных набегов тюрков-сельджуков часть горожан вынуждена была покинуть родину и в середине XIII в. переселиться в Южное Поволжье, в город Аксарай (севернее Астрахани). Однако частые набеги ногайцев (тюркоязычного племени) вынудили недавних пришельцев покинуть и эти земли. В начале XIV в. они переселились в Крым, где обосновались в прибрежных городах, принадлежавших генуэзцам. Армяне и генуэзцы мирно сосуществовали на крымской земле, поддерживая торговые и политические связи. Спустя несколько столетий в Крым переселилась вторая волна анийских беженцев — киликийцев, которые после ухода из Ани проживали в Киликии, армянском государстве на берегу Средиземного моря. Несмотря на турецкие набеги, армяне жили в Крыму вплоть до XVIII в., когда по решению русского правительства, озабоченного укреплением позиций в Приазовье, начинается переселение крымских армян на донские земли. В 1778-1779 гг. из Крыма на Дон выехало около двенадцати тысяч армян, которые основали здесь город Нахичевань и пять селений: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы и Несветай близ крепости Святого Димитрия Ростовского. За короткое время популяция донских армян достигла демографического благополучия, сохранившегося и поныне.
Для генетика такая богатая миграциями и контактами община с различными этническими образованиями представляет несомненный интерес. Прежде всего он связан со следующими вопросами: в какой степени эти события отразились на генофонде донских армян, появились ли у них общие генетические черты с теми многочисленными народами, с которыми они проживали по соседству в течение семи веков, сохранил ли их генофонд устойчивую генетическую память об армянской прародине? Понятно, что исследование генетической истории донских армян рано или поздно должно было стать целью отдельного проекта, к которому следовало основательно подготовиться. Но события внесли существенные коррективы в эти планы.
Во время сбора образцов ДНК у амшенских армян в Краснодарском крае мне позвонил исполнительный директор Нахичеванской-на-Дону армянской общины г-н Саядов, историк и большой энтузиаст сохранения и пропаганды армянского культурного наследия в России. Он просил помочь в разрешении неожиданно возникшей проблемы, с которой они не были в состоянии справиться сами. Суть его просьбы была в следующем: в 2011 г. в Ростове-на-Дону была издана книжка далекого от истории и любого другого академического знания автора (в недавнем прошлом товароведа по профессии), этнического армянина, в которой утверждалось, что донские армяне являются потомками принявших христианство татар-кипчаков, переселенцев из Крыма. Я умышленно не привожу здесь ни имени автора, ни названия брошюры, чтобы невольно не способствовать рекламе этого опуса.
Как обычно бывает в таких случаях, непрофессиональное чтиво, содержащее сенсационное «открытие», не только привлекло внимание обычных читателей, но стало также использоваться для манипулирования общественным сознанием в сфере межнациональных отношений. Одна из местных газет подлила масла в огонь, предоставив возможность высказаться на своих страницах лишь автору книжки, отказав в этом его оппонентам. Возникла непростая для армянской общины Ростова ситуация, которая требовала скорейшего решения. Более того, среди местных армян появились и умеренные сторонники книги, считающие, что мнение автора — это приглашение к разговору, обмену информацией, поиску новых данных об истории общины. Справедливости ради следует отметить, что автором опубликованы также копии документов, свидетельствующих о том, что часть крымских татар в стремлении вместе с армянами выехать в Россию целыми семьями переходила в христианство. Вместе с тем, основываясь лишь на этой косвенной информации, автор не имел каких-либо серьезных оснований для безапелляционного вывода о том, что переселенцы из Крыма в массе своей были представлены татарами-кипчаками.

Конечно, вполне возможно допустить, что вместе с армянами на Дон прибыло и определенное количество новообращенных христиан. Однако ни автор «сенсационного открытия», ни исторические документы не указывают, сопровождалось ли крещение татар принятием армянских имен. Сегодняшние потомки крымских переселенцев имеют типично армянские имена и фамилии. Являются ли все они потомками армян или среди них есть наследники крымских татар? Возможно также предположить сценарий, согласно которому по прибытии на Дон принявшие в Крыму христианство татары снова вернулись в лоно ислама.
Какой из данных вариантов имел место на самом деле? Ни история, ни лингвистика не в состоянии внятно ответить на эти довольно трудные вопросы. Успешно справиться с возникшей проблемой могло лишь генетическое исследование потомков переселенцев из Крыма. В данном случае целесообразно было в первую очередь исследовать маркеры (генетические признаки), находящиеся на мужской половой хромосоме Y и передающиеся от поколения к поколению лишь по отцовской линии. Кроме того, исследование сугубо мужского генофонда помогло бы разобраться и с вопросом о возможном принятии татарами армянских имен, поскольку фамилии, как и Y-хромосома, в череде поколений наследуются только по мужской родословной.
Образцы ДНК были собраны в течение двух поездок: в мой первый приезд, в июне, в силу нехватки времени удалось получить лишь около 20 образцов у жителей Чалтыря, центра Мясниковского района. Вторая поездка была уже основательно подготовлена Сергеем Михайловичем Саядовым: получено официальное согласие руководства района на сбор образцов ДНК у старшеклассников средних школ, в Ростове зарезервирован номер в гостинице, достигнута договоренность с директорами школ Мясниковского района. На этот раз кроме Чалтыря удалось заехать и в соседнюю деревню — Крым. В общей сложности были собраны образцы слюны около ста мужчин — представителей донских армян. Для каждого индивидуума составлялась родословная, на основе которой в выборку были включены только те доноры, чья принадлежность к донским армянам подтверждена как минимум до третьего поколения по всем линиям родства.
Результаты генетического анализа, проведенного совместно с российскими коллегами из Медико-генетического научного центра РАМН, позволили получить недвусмысленные ответы на поставленные вопросы. Во-первых, оказалось, что наследуемый по мужской линии (патрилинеальный) генофонд донских армян и других ранее исследованных более десятка армянских географических групп очень похожи по своей структуре. Иными словами, не могло быть никаких сомнений относительно генетических корней армян Дона. На основании полученных результатов полностью было отвергнуто беспочвенное утверждение об их ином этническом происхождении. Вместе с тем удалось установить, что проживание в близком соседстве с различными этническими группами в течение многих веков оставило определенный генетический след в генофонде наших соотечественников. Генетические контакты, как оказалось, преимущественно происходили с представителями славянских народов: «славянская» составляющая в генофонде современных донских армян равна приблизительно 12% и свидетельствует об умеренной степени ассимиляции их предками представителей соседних русских и украинских популяций. Что же касается тюркской компоненты, то ее присутствие в генофонде армян Дона не превышает порога в 1%. Тюркоязычные племена и народы практически не оказали никакого влияния на генетическую историю донских армян. В совокупности полученные данные не оставляют камня на камне от шаткой конструкции о татарских корнях «армяноязычных переселенцев из Крыма».
В конце августа этого года результаты совместного армяно-российского проекта были представлены на международной конференции в Ростове-на-Дону, материалы доклада напечатаны в сборнике и доступны в электронном виде в Интернете. Сделан первый шаг: в научный оборот запущена информация, которая, по сути, анонсирует появление в скором будущем статьи в серьезном научном журнале в соавторстве с российскими коллегами. Эта публикация должна поставить точку в заочном споре между дилетантом с явным комплексом Герострата и группой профессионалов с многолетним опытом работы в генетической антропологии. Хотелось бы надеяться, что такая развязка отобьет охоту у будущих потенциальных любителей добиться паблисити путем сомнительных манипуляций в любой области науки.
Исследование генетической истории донских армян будет иметь свое продолжение — на этот раз для уточнения некоторых сугубо научных деталей. Последует изучение матрилинеального генофонда, основанного на маркерах митохондриальной ДНК, которая передается исключительно по материнской линии. Есть все основания ожидать, что и данная генетическая система содержит в себе убедительные свидетельства об армянских корнях прародительниц армян Дона.
Истина на сей раз восторжествовала, но счастливый конец истории все же оставил определенный привкус горечи. Я очень сожалею о том, что проект по генетическому исследованию донских армян не был начат и завершен до появления злополучной книжки. Обычно неискушенные в науке читатели склонны больше верить сенсации и разоблачительной информации, чем результатам серьезного научного труда. Поэтому исследователям, работающим в области этнической генетики, следует в опережающем режиме заполнить многочисленные пробелы в истории происхождения народов, пока дилетантствующие старатели от науки не наломали дров и не замутили воду в столь деликатной области знания, интересующей не только специалистов.

Левон ЕПИСКОПОСЯН

Один ответ

  1. Думаю,что товароведу лучше заниматься своим делом.Огромная благодарность С.М.Саядову за то,что подключил к данному исследованию столь авторитетного ученого,профессора Л.Епископосяна.Насколько мне известно,г-н Л.Епископосян занят в международной экспедиции в Азохской пещере Арцаха.Было бы неплохо,если бы он поделился бы своими мыслями о проделанных там работах с читателями газеты»Нахичевань-на-Дону». А этот факт с умозаключениями»товароведа»наверняка жители Мясниковского района восприняли как неудачную шутку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *