nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Эти строки я начал писать в те дни, когда обострился конфликт в Нагорном Карабахе, когда активизировались внутренние и иностранные «друзья» армянского и азербайджанского народов, когда снова в Закавказье мир висел на волоске. Сейчас положение стабилизировалось, появилась возможность для продолжения переговоров. И я рад случаю, что могу сказать задушевные слова своим друзьям и всему армянскому народу.

Южные регионы РФ исторически многонациональны. Не является исключением и Ростовская область. Среди населения, в основном, русские, украинцы, народы Поволжья, Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии и даже дальнего зарубежья. Практически все национальности бывшего Советского Союза и нынешней Российской Федерации. Особое место я бы хотел отвести армянам, которые на юге России живут, в основном, в Ростовской области и Краснодарском крае. На Дону армяне компактно проживают в Мясниковском районе (пос. Чалтырь) и, естественно, в Нахичевани-на-Дону.
Я лично с жителями Армении впервые соприкоснулся в конце 60-х годов, когда был призван на военную службу в пограничные войска КГБ при Совете Министров СССР – в город Арташат Армянской ССР. Окончил школу сержантского состава, служил командиром отделения на 4-й погранзаставе (совхоз им. Димитрова), а потом заместителем начальника 16-й заставы, которая находилась с советской стороны на территории Нахичеванской АССР, а со стороны сопредельной территории – на стыке с Турцией и Ираном. Первый раз с населением Армении я лично познакомился в первой половине ноября: мы поехали помогать местным крестьянам закапывать виноград, было довольно-таки тепло, чем-то похоже на май месяц в Каменском районе Ростовской области, где я вырос. И я сейчас с большой благодарностью вспоминаю эту первую встречу, радушное угощение местным населением в совхозе нас, молодых пограничников.
В Арташатский погранотряд были призваны ребята из Ростовской области и Краснодарского края и из соседних областей, Запорожской и Донецкой. Очередная встреча произошла в День Советской Армии и Военно-Морского Флота, 23 февраля. Начальник школы сержантского состава капитан Макаров отдал распоряжение: 5 лучших курсантов направить для выступления в школах города перед учащимися. В их число попал и я. Надели мы парадную форму, старшина проверил внешний вид, как в старые добрые времена было положено, и были мы представлены начальнику школы. После осмотра внешнего вида капитан Макаров сказал: курсант Фоменко пойдет со мной. И мы направились в школу, в которой его жена работала завучем. А по дороге он расспросил меня: как дела дома, чем занимаются родители, братья? Братьев у меня было трое. Двое работали в то время в совхозе, а младший учился в педучилище. Старший брат одно время работал на шахте. Я до призыва успел поработать в откормсовхозе молотобойцем в кузнице, комбайнером, и трактористом. Там же работали отец и мать. Отец – участник Великой Отечественной войны, освобождал Ростов и дошел до Кенигсберга, войну закончил в Манчжурии.
В школе нас встретил директор, армянин по национальности, судя по множеству боевых наград и отсутствию одной руки – фронтовик. Он сам меня провел в зал, где собрались все школьники и учителя. И я выступил с пламенной речью. Это было мое второе публичное выступление на военной службе. Первое пришлось на день Сталинской Конституции, при принятии присяги. После выступления перед учениками, как сейчас помню, секретарь комсомольской организации вручила мне большую цветную книгу о Юрии Алексеевиче Гагарине, которую я храню до сих пор. А председатель совета пионерской дружины вручила мне пионерский галстук. Я поблагодарил и собрался возвращаться назад. Но учителя меня задержали: они собрали огромный пакет с фруктами, конфетами и тортом и попросили передать курсантам. Старшина школы, принимая мой рапорт по возвращении, спросил:
– А коньяк не предлагали?
– Предлагали, – говорю, – но я отказался.
– Напрасно, – сказал старшина, – очень хороший напиток.
Он служил уже 3-й год, так что успел познакомиться с качеством армянского коньяка…
По окончании школы сержантского состава меня назначили командовать первым, самым большим по численности, отделением заставы. Кроме этого избрали секретарем комсомольской организации. Я стал проводить в школе совхоза имени Димитрова занятия в кружке юных друзей пограничников. За работу с местными жителями и в кружке ЮДП в определенном разделе служебно-боевой деятельности выставлялась оценка, которая учитывалась при подведении итогов. Общаясь с учениками и учителями, я стал все больше симпатизировать этому дружному, работящему народу. Тем более что рабочие совхоза им. Димитрова решали те же проблемы, какие были и в нашем откормсовхозе Каменского района. Эти проблемы мне были ясны и понятны.
Шли годы, менялось время, происходили важные события. После избрания в апреле 1985 года Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС Советский Союз, как известно, очень быстро покатился по наклонной. Страна стала валиться, устои государства рушились. Партия, оборона, экономика, образование, здравоохранение и все, что было свято для советских людей, стало очерняться со всех сторон. И тут, как обычно бывает, воспользовавшись бездумными действиями гражданина Горбачева, во весь рост подняли голову националисты всех мастей – во всех союзных республиках и даже в субъектах РСФСР. В связи с событиями февраля 1988 года в Сумгаите, я с двумя батальонами курсантов прибыл сначала в Баку, а затем в Ереван. И здесь уже обстановка была совершенно не похожа на царившую 18 лет назад. Произошли серьезные столкновения на межнациональной почве, и – самое страшное – были большие жертвы со стороны населения. Националисты и провокаторы, воспользовавшись ситуацией, практически приняли все меры к развалу Советского Союза, естественно, под негласным руководством стран, которые постоянно вели подрывную войну против СССР. И когда они поняли, что силой победить советскую страну невозможно, они руками отдельных незрелых граждан стали разваливать Союз народов изнутри, породив таких деятелей как Ельцин, Кравчук, Шушкевич и им подобных, которые наплевали на волю народа, высказанную на референдуме: 76,43 процента проголосовали за сохранение Союза Советских Социалистических Республик. А в республиках Средней Азии за сохранение Союза народов высказались более 90 процентов жителей. Впоследствии действия националистов принесли огромные страдания населению Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Молдавии. А сейчас подняли голову недобитые бандеровцы у границ Ростовской области.
В Армению после окончания срочной службы я попал через 18 лет, в 1988 году. К этому времени я был 1-м заместителем начальника Пермского высшего военного командного училища ВВ МВД СССР. И командовал войсковым оперативным резервом учебного заведения. К этому времени националисты всех мастей творили то, что им диктовали их заокеанские покровители. В последние дни 1991 года я проходил службу в Степанакерте, тогда Нагорно-Карабахской автономной области, в должности начальника штаба комендатуры района чрезвычайного положения. Нынешний президент Республики Армения Серж Саркисян был в то время 1-м секретарем республиканского комитета комсомола. Нынешний министр обороны командовал мотострелковым батальоном. В Степанакерте шли настоящие боевые действия между жителями Нагорного Карабаха и Азербайджана. На референдуме жители Нагорного Карабаха решили – НК АО переименовать и преобразовать в НК Республику. Естественно, был избран президент, сформировано правительство. И внутренние войска, по существующему положению, были выведены из самостоятельных государств Закавказья. События после вывода войск развернулись несколько в другом ракурсе. Армия обороны Нагорного Карабаха, как она сейчас именуется, провела несколько наступательных операций, вытеснила подразделения сил Азербайджана и частично заняла территорию самой Республики Азербайджан.
Мои сослуживцы по Академии им М.В. Фрунзе принимали непосредственное участие в прекращении боевых действий между Армией Освобождения Карабаха и силами Азербайджана. Не учли провокаторы и подстрекатели, что население Нагорного Карабаха исторически более воинственное и способное к военному делу. Ни одна из союзных республик, кроме России, Украины и Белоруссии, не имели «своих» маршалов. В Карабахе они были – Иван Христофорович Баграмян, маршал Советского Союза, и маршал бронетанковых войск Бабаджанян.
Армения относится к древнейшим государствам мира. И, несмотря на многие сложности, на исторические катаклизмы и перипетии, народ сохранил свое государство, сохранил свою самобытную культуру. А трудолюбие и тягу к образованию можно считать чертой национального характера. Есть такое выражение: у народа золотые руки. Да, у армян золотые руки.
Называют много причин, приведших к кровопролитию между двумя соседними народами. Надуманность и пагубность их мне доходчиво объяснил обычный гражданин Азербайджана, водитель автомобиля, когда мы проезжали по улицам Баку:
– Видите машину? – спросил водитель.
– Вижу, – ответил я.
– С 6-го класса я за рулем, был механиком отделения в совхозе. Основа автомобиля, – продолжал водитель, – двигатель, электропроводка, задний мост. Так вот, в нашем автопарке эти основные узлы ремонтируют армяне, а мы – моем машины и баранку крутим. Потому что они более предприимчивые, способные люди. Вот здесь, – показал он на вывеску, – армяне ремонтируют телевизоры, в этой мастерской армяне шьют шапки, сапоги, одежду. Армяне занимаются отделкой новых зданий и новых квартир. А наши этим не хотят заниматься, учиться этому. И некоторые азербайджанцы посчитали, что это неправильно, что армяне якобы захватили «лучшие места». И на этой почве резко обострись межнациональные отношения.
После развала Советского Союза я был несколько раз в Армении, в том числе в Нагорном Карабахе, Ленинакане, Арташате, Ереване, Степанакерте. Летом 2015 года в составе делегации спортсменов Мясниковского района был на Всемирных пан армянских играх. По просьбе руководства этого коллектива я обратился к начальнику управления Пограничной службы ФСБ в Республики Армения. И нам было разрешено провезти команду в пограничную зону, чтобы спортсмены увидели вблизи непосредственно город Ани, откуда армянские переселенцы попали в Крым, а потом, во времена Суворова, – в Чалтырь, Нахичевань.
В нашей школе хутора Волченский, где я учился, с 5 по 11 класс преподавала ботанику, зоологию, биологию и химию и даже астрономию Вера Михайловна Гадарян, которую я часто вспоминаю добрым словом. Потом, учась в академии им. Фрунзе, я узнал, что зовут ее по-армянски Вардитер Мелидосовна…
Хотелось бы отметить, что после развала Советского Союза народы практически всех бывших союзных республик в настоящее время переживают не лучшие времена. Не является исключением и Республика Армения. Это говорит о том, что в Советском Союзе национальный вопрос был решен справедливо и законно. Каждый мог достигать того, что ему позволяли ум и физическое развитие. К сожалению, сейчас обстановка совсем другая. Появились «новые русские», «новые армяне» и другие «новые» прочих национальностей. И появилась масса ограбленного населения. Поэтому, я думаю, что лишь доброй волей народов, без всяких кровопролитий, а конституционным, законным путем нужно восстановить справедливость посредством правильных, неподтасованных выборов во все уровни законодательной власти.
Я, много лет связанный с судьбой Армении и полюбивший ее талантливый и трудолюбивый народ, благодарю армянских сограждан за их мужество, терпение и труд на благо не только Армении, но и Ростовской области и нашей общей Родины – СССР.
Григорий ФОМЕНКО,
генерал-лейтенант в запасе,
председатель комитета РООО «Союз офицеров КПРФ».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *