24 апреля 2015 года исполняется ровно сто лет, когда в 1915 году в Западной Армении за одну ночь было совершено массовое убийство практически всех крупных общественных деятелей, писателей и ученых, музыкантов, актеров и художников, которые не покинули Родину. Во время изгнания, не выдержав страшных сцен ужасов турецкой резни, сошел с ума гениальный армянский композитор Комитас. Он пел:
«Камень и тот, совестью будь, почернел бы в позоре,
Мутной слезою Араксе течет,
Масис поседел от горя,
А Бог не зрит: перед ним стена, но что же бывает яснее?
Древняя умирает страна, остатки народа рыдают над нею».
Пел он…, но горе его не клобук – его не швырнешь на ветер.
Может ли вынести столько мук самый холодный разум на свете?
… Вокруг так дико, так варварски дико,
Такая средневековая тьма, что мозгу стало больно до крика:
«Мир сошел с ума!»
…В турецкой долине пепел и прах,
Аскер доложил с усмешкою слабой:
«Группа расстреляна. Какой-то монах
Сошел с ума, не дойдя до этапа».
(Перевод И. Сельвинского)
За период геноцида около двух миллионов армян выселили из родных мест и уничтожили турецкие палачи. Хитрость и коварство их заключались в том, что подлые турки не только предварительно запланировали свое страшное преступление, но и принимали все меры, чтобы мир ничего не узнал о страшном геноциде армян.
Однако им суждено было глубоко разочароваться!
Чудовищные преступления против армянского народа со стороны Турции, навечно запятнавшей себя позором, потрясли весь цивилизованный мир. По всему миру прокатилась мощная волна протеста. Потому что для таких тяжких, чудовищных преступлений, как геноцид, нет ни срока давности, ни смягчения наказания, ни забвения.
В свое время великий лорд Байрон справедливо заметил: «Трудно найти в летописи какого-либо народа столь много испытаний и невзгод, как в истории армянского народа, – народа, чьи деяния носят исключительно миролюбивый характер, а недостатки навязаны волей угнетателей и завоевателей…»
А эта пронизанная болью трагическая история, которую я хочу вам поведать, всего лишь песчинка в океане тех неисчислимых бедствий, выпавших на долю многострадального армянского народа.
«… Бывшая жительница Западной Армении Айкануш Мартиросовна Бааян была рождена в 1913 году, прожила 93 года. Бабушка Айкануш, как ее называли многочисленные внуки и правнуки, для родных являлась живой историей многострадальной Армении.
Айкануш Мартиросовна с глубокой горечью рассказывала, вспоминая об очень страшном эпизоде из судьбы своей несчаст-ной матери Азнив.
Когда, словно голодные хищные звери, турецкие варвары, не знающие предела в ненависти, вторглись в ее родное горное село, то камня на камне не оставили, сея вокруг насилие и грабеж. Окровавленными ятаганами разъяренные турки раздирали людей на куски, безжалостно вспарывали животы беременным женщинам. Топили в крови все живое вокруг! Их целью было — согнать оставшихся в живых армян с родной земли. Турецкие погромщики с жадностью грабили имущество армян, табуны лошадей, коров и овец…
Откуда знать этим варварам, что разрушать гораздо легче, чем строить. За несколько часов турки в тупой ненависти уничтожили все вокруг, не оставив ни одного целого дома. Истерзанных красивых девушек и женщин с прекрасными длинными косами турки угоняли в рабство, навсегда разлучая братьев с сестрами, матерей с детьми.
Выжить в бессмысленной до жути кровавой бойне малейших шансов не было. Поэтому Азнив на руках с шестимесячной дочуркой Аревик (в пер. с армянского – Солнышко) в панике пыталась спастись бегством. В диком животном страхе за жизнь драгоценной крошки молодая мать бежала в скалы по узкой горной тропинке, двумя руками крепко прижав к себе дитя. На ее несчастье свирепый турок, заметив убегающую женщину с ребенком, решил ее догнать, во что бы то ни стало. Отвратительный, с выпученными от злости белесыми глазами, турок в слепой ярости бешено махал кривым ятаганом в воздухе, ожидая удобного случая для кровавой расправы над матерью с малюткой. Расстояние между ними неумолимо сокращалось! Азнив с ужасом ощущала за спиной гнусное звериное дыхание турка. Мать, крепче прижав к груди родной комочек, с нечеловеческими усилиями ускорила бег. Задыхалась от страха, сердце выскакивало из груди! Последняя надежда на спасение таяла с каждой секундой! У бедной матери появился шанс, когда она уже осознала, что от кровожадного убийцы нет иного пути для спасения! В противном случае жестокий турок, не мешкая, мог бы с легкостью расправиться с ними, хладнокровно зарезав и ее, и невинное дитя…
Именно столь жуткое обстоятельство вынудило родную мать решиться на беспрецедентный по жестокости шаг! Рядом с тропинкой журчала горная речушка, с шумом несущая свои бурные воды через скалы. Азнив зажмурила глаза… И в одно мгновение с рыданиями и страшным воплем выбросила беззащитное крошечное тельце прямо в реку!
Ценою жизни своего дитя мать спаслась от смерти?! Как ни печально и ужасно, но Азнив обязана была жить. Чтобы не остались сиротами трое детей. Одна из которых и была бабушка Айкануш, рассказавшая нам эту историю. Дети Азнив остались живы лишь благодаря тому, что из-за турецкой резни матерью были временно помещены в американский приют. Именно ради этих троих детей Азнив пожертвовала одной жизнью младшенькой дочери. Иначе, не раздумывая, вместе с Аревик бросилась бы в реку!
Сама Азнив прожила долгую жизнь – целых сто пять лет. Но эта трагическая история оставила на материнском сердце неизлечимую рану, проложив глубокие борозды морщин на ее некогда красивом лице.
А предсмертный крик малюсенькой Аревик, брошенной родной матерью в воды бурной реки, навсегда оставался в ушах несчастной женщины. До конца жизни Азнив терзалась, страдала и плакала.
Так и умерла она… Всю свою вековую жизнь, мучительно переживая, что не сумела спасти свою маленькую дочь.
С. КАРИБДЖАНЯН
Пробирает до мурашек! Заставляет задуматься о многом…