Возобновится ли эскалация армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха? Этим вопросом задаются многие. Не только в Армении и Азербайджане, но и в других странах. Будет ли очередная война за Карабах, зависит, к счастью, только от Азербайджана. «Почему к счастью?» – спросите вы. Потому что Азербайджан заинтересован в реконкисте Карабаха меньше, чем в деньгах. А значит, пока есть нефть и деньги, Карабахской войны не будет. И на этот счет есть целый ряд весьма веских причин.
Главная причина та, что Карабах не Южная Осетия, не Абхазия, не Косово. Это взрывоопасный регион. По сути, крохотный Карабах и стал причиной развала СССР. Горбачев велел брать гласности, перестройки и демократии столько, сколько готовы унести советские граждане. Чем и воспользовался народ Карабаха: гласность превратили в свободу мысли и мирных демонстраций, перестройку использовали для перестроения геополитического нахождения, а демократию – для представления своей территории в составе Армянской ССР.
Затем пошло-поехало! Развал одной шестой части суши, гигантской страны. Развал системы. Независимость. Война.
Вторая война, если таковая может случиться, будет настоящим Армагеддоном. Для тех, кто не знает, Армагеддон – место последней битвы добра со злом в конце времен. Чует мое сердце, что она будет в пользу армян, учитывая, что Армагеддон состоит из Арм- (первых трех букв названия страны Армении) и -геддон (гедонизм – этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни). То есть, иначе говоря, Армагеддон принесет наслаждение, удовольствие, благо армянам. Вот такой может стать вторая карабахская кампания.
А если серьезно, то очередная война в Карабахе может стать причиной начала Третьей мировой войны. И Азербайджану это хорошо известно. Судите сами: вторжение Азербайджана в Карабах повлечет за собой вмешательство Армении. Эскалация, несомненно, может переброситься на Армению. Согласно пункту Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Россия вмешается в конфликт, как и другие страны ОДКБ. Некоторые из них, что естественно, захотят воздержаться. Это будут Беларусь, зависящая от подачек Азербайджана, и Казахстан, который в последнее время подумывает о пантюркизме. (Чего не скажешь о Киргизии.) Альянс Армения – ОДКБ (выборочно) может привлечь Азербайджану еще одного союзника – Израиль, который испытывает пиетет к этой стране из-за собственной неприязни к Ирану. А конфликт с Ираном может спровоцировать сам Азербайджан. Местные националисты давно мечтают урвать кусок северных территорий Ирана и объединиться с иранскими азери-тюркскими племенами. Ирану придется защищаться. А если в дело вступит еще и Израиль, то Ирану придется защищаться серьезно. Настолько серьезно, насколько серьезным и опасным является Иран с его вооруженными силами и военным потенциалом. Возможно, это будет заодно и проверкой: обогащает ли Иран уран и для каких целей.
На этом фоне (я уж не говорю о беженцах с разных сторон – участников конфликта) воспламенится и давно назревающий лезгинский вопрос. Тема «кавказской Албании» очень будоражит лезгин. И не только она, а сам этноцид лезгин в Азербайджане. Север Азербайджана так же может воспламениться гражданской войной с участием автохтонов Севера – лезгин, аварцев, агулов, табасаранцев и т. д. За братьев по крови вступится Дагестан. А это уже территория России. И России ничего не останется делать, как вступить в конфликт, разыгравшийся на ее южных рубежах.
Если кто-то считает, что Турция вмешается в эту бойню, то глубоко заблуждается: как раз Турции война в Карабахе нужна меньше всего. Она может нелегально помогать Азербайджану. Однако официально вступать в баталию не станет ради этой страны по ряду причин:
1. Ей не нужен конфликт с Россией, товарооборот с которой составляет почти 30 миллиардов долларов с перспективой на 100 миллиардов долларов в 2015 году.
2. Иран необходим Турции, как и Турция Ирану. Анкара и Тегеран сотрудничают друг с другом по многим направлениям, в том числе в борьбе с курдскими боевиками в Ираке. Они в равной мере заинтересованы в организации транзита иранских углеводородов через турецкую территорию в Европу.
3. Турция плохо воспринимает союз Азербайджана и Израиля. Эта ревность зародилась со времен начала арабских весен. Как известно, Турция Эрдогана претендует на лидерство в ближневосточном регионе. Как и Израиль. Между этими странами негласная, но вполне заметная конкуренция…
Исходя из сложившейся схемы, альянс противостояний складывается следующий: Армения – Россия – ОДКБ (мы уже можем рассматривать Россию отдельно от ОДКБ из-за ее южных рубежей) – Иран. С другой стороны – Азербайджан – Израиль и, под шум дождя, что называется новый игрок – Пакистан. У Пакистана свои счеты с Ираном за Белуджистан, и это государство не останется равнодушно наблюдать за событиями. К тому же полыхает ее искусственный брат – Азербайджан. Что касается Запада, то он вмешается только в случаи вовлечения в войну Турции как члена НАТО. Но Турция, как я говорил, не пойдет на это. Запад может лишь сыграть миротворческую роль и подтянет свои корабли в район Персидского залива. Ибо любая война в Иране может сказаться на государствах Персидского залива.
Баку понимает все это. Как и понимает, что очередная война может здорово расколоть страну или вовсе вернуть на догюлистанскую исходную. Для такого города, как Баку, война – дело опасное. Город находится на Апшеронском полуострове и окружен нефтью. Даже в том же Каспии нефть. Баку рискует уже в прямом смысле стать городом огня. Только на этот раз не зороастрийского, а самого настоящего, состоящего из газообразных продуктов реакции. Вопрос: нужно ли все это Баку? Думаю, нет!
Вторая причина, по которой следует, что войны не будет, и самая главная – «Контракт века». Крупнейшим акционером топливных и коммуникационных ресурсов Апшерона является британский концерн «Бритиш Петролеум». Осенью 1992 года в качестве представителя этой компании Азербайджан посетила экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. В условиях все еще продолжавшейся в те годы Карабахской войны «Контракт века» не был подписан, но «стартовое» соглашение стороны заключили в сентябре 1992 года. Лишь после войны, в 1994 году, «Контракт века» был подписан. В этом контракте были представлены 13 компаний из восьми стран мира: Азербайджана, Турции, США, Японии, Великобритании, Норвегии, России и Саудовской Аравии. Это соглашение о долевом распределении продукции глубоководных месторождений на 400-х страницах и четырех языках. Вы обратили внимание на дату? Подписание контракта состоялось сразу же после окончания войны (или временного перемирия, если вам так нравится). Это было главным условием Маргарет Тэтчер, соответственно и «Бритиш Петролеум», и других компаний стран-участниц. Власти Азербайджана уже тогда продали интересы целостности страны за нефтедоллары. В случае начала боевых действий в Карабахе «Контракт века» будет расторгнут всеми странами-участниками. Азербайджан на это не пойдет. Ибо интересы валюты, инвестиций Азербайджану куда важнее Карабаха.
Все эти годы Карабах для азербайджанских властей является лишь щитком. Им легко и просто прикрываться, когда речь заходит о каких-то недостатках, недочетах, внутренних проблемах страны. Диверсии и прочие стрельбы на границе с Арменией и Карабахом есть не что иное, как опять же отвлеченный маневр для своих граждан. Провокация – дать приказ солдатам совершить очередную диверсию, будучи уверенными, что последует отпор. Ну, подумаешь, потеряем бойцов. Зато снова спишем на то, что вот, мол, Армения опять нарушила режим прекращения огня и стреляла на линии фронта по аскярам.
Хитро, но не мудро! Для стран, у которых собственные армии слабы, уровень внешних угроз высок, а финансовые ресурсы в избытке, присутствие на их территории иностранных войск – единственная гарантия безопасности. Именно так живут богатые страны-монархии Персидского залива. Азербайджану же не нужна гарантированная сильная армия. Ему нужна гарантированная техника. И не для войны. Для показа на парадах. А вопрос войны уже решен «Контрактом века». Вернее, продан этот вопрос за этот контракт.
Вадим Арутюнов,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»