nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Крест стал соединяющим землю и небо мостом над пропастью, а также «открывателем дверей рая и дарующим царство как наследство

16 сентября Армянская Апостольская Церковь праздновала один из пяти главных праздников – праздник Вознесения Святого Креста, или Хачверац.
Праздником Хачверац утверждаются три исторических события. Первое из них, восходящее своим историческим началом к истокам христианства, – первое действие вознесения и прославления Креста, связано с братом Владыки, апостолом Акопом, который был первым епископом Иерусалима.
После нескольких чудес, происшедших посредством деревянного креста Христа, апостол Акоп ставит крест в храме и каждый год, в период от Цахказарда до Праздника Святого Креста, каждое воскресенье утром и вечером упорно выносит Крест, поднимая его под пение «Твой крест, Христос, боготворим, Твои похороны превозносим и Твое славное воскрешение прославляем».
Вторая история прославления Креста – обретение Креста спустя около трехсот лет после упомянутых событий, когда мать императора Константина Благочестивого, императрица Елена, вторично найдя Святой Крест, с большой торжественностью поместила его в построенном ею же храме Святого Арутюна в Иерусалиме.
Свое окончательное утверждение праздник Хачверац получил в начале VII века, когда произошли известные события, связанные с похищением Святого Креста и его возвращением.
По приказу персидского царя Хосрова персидская армия в 610 году во главе с полководцем Хоряном нападает на землю греков и совершает большие разрушения. А вступив в 614 году в Иерусалим, разрушает его, истребляет большую часть населения, многих забирая в плен. Персы пленяют также Крест Спасителя и увозят в Персию. Спустя годы император Геракл Благочестивый предлагает мир, но, получив отказ, с многочисленным войском двигается на Персию, преследуя цель возвратить также Крест Спасителя. Военную помощь императору оказывает также армянское войско греческой части, возглавляемое полководцем Мжежем Гнуни. В битве у реки Заб персидское войско терпит поражение. Хосров погибает от руки своего сына Кавата, который спустя 6 месяцев после восшествия на трон погибает. Император Геракл предлагает трон Хоряну с условием, что Крест будет возвращен. И Хорян в 629 году его возвращает.
Победный Святой Крест торжественной процессией через армянский город Карин доставляется в Константинополь. Три года продержав эту святыню в Константинополе, император, стоя на коленях в карете и держа ее в руках, отвозит в Иерусалим и, подняв на своих плечах на вершину Голгофы, превозносит в реставрированном храме Сурб Арутюн на обозрение всем христианам. С того времени окончательно утвердилась и начала праздноваться с большой пышностью память Вознесения Креста с прославлением и увековечением упомянутых событий и могущества и победы Креста.
В церкви Сурб Хач Ростова-на-Дону тоже отмечался престольный праздник – Хачверац ( Сурб Хач).
Еще с раннего утра в церкви было многолюдно. Это говорит о том, что армяне, находясь вдали от центра Армянской Апостольской Церкви и исторической родины, не забывают свои христианские праздники и не теряют веру и дух национального самосознания.
На празднике присутствовали все духовные пастыри армянских церквей Ростова-на-Дону. Литургию вел настоятель церкви Сурб Амбарцум Тер Тадевос Гайбарян.
Поздравления от имени Главы Ново-Нахичеванской и Россий-ской епархии Армянской Апостольской церкви Патриаршего Экзарха в России Епископа Езраса во время проповеди верующим передал Тер Погос, настоятель Сурб Хача.
После праздничной литургии торжественная процессия под пение шараканов вынесла из церкви священный победный знак во главе с настоятелями армянских церквей, после чего был совершен Крестный ход вокруг церкви. По завершении Крестного хода был освящен благотворительный обед – Матах.
Продолжением праздника стала веселая концертная программа, организованная молодежной организацией «Сурб Хач». В ней приняли участие коллективы, созданные при церкви Сурб Хач: Воскресная школа, ансамбль национального танца «Искры Армении», также приглашенные гости – Студия «Союз талантов», Эдмонд Ерицян, который знаменитыми стихами Егише Чаренца мысленно перенес всех в просторы армянской земли.
Вера, стихи армянских поэтов, патриотические песни, красивые национальные танцы сплотили в этот день армянскую диаспору Ростова-на-Дону.
Немаловажной частью праздника стало вручение благодарственных писем людям, благодаря которым в этом году проводились работы по благоустройству Сурб Хача. Настоятель церкви Тер Погос поблагодарил РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» и лично Г.А. Сурмаляна, С.Э. Овсепяна, Ж.А. Язычяна, А.К. Давтяна, А.Г. Речеляна, С.Г. Даниеляна за проделанный труд.
И конечно же, от имени коллективов церкви Сурб Хач, от имени прихожан выражаем глубочайшие слова благодарности Тер Погосу Тертеряну. Именно благодаря ему Сурб Хач сегодня – теплый, добрый и дружественный очаг ростовских армян.
Фото и материал подготовлены коллективом армянской молодежной организации «Сурб Хач»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *