nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Армении его имя знает лишь узкий круг специалистов, хотя его искусствоведческие труды еще лет сорок назад получили широкое признание. Он пишет об искусстве много и горячо, видя в нем высшее проявление человеческой духовности, своеобразный язык, который объединяет людей разных эпох и национальностей. Старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, методист-координатор регионального объединения художественных музеев Юга России Валерий РЯЗАНОВ — автор множества печатных изданий: монографических альбомов, каталогов, журнальных статей, обзоров, посвященных искусству Дона, Северного Кавказа, зарубежья.
ОДНАКО ПРАВО НА ОСОБУЮ ЛЮБОВЬ АРМЯН ОН ВЫСТРАДАЛ ДАВНО. Много лет он посвятил истории, изучению и сбору материалов по изобразительному искусству армянского народа, культура которого более 200 лет назад нашла духовное единение с культурой Дона и России.
Размышляя о Валерии Рязанове, невольно вспоминаешь мандельштамовские строки: «Нет ничего более поучительного и радостного, чем погружение в общество людей совершенно иной расы, которую уважаешь, которой сочувствуешь, которой вчуже гордишься…» Со страниц своих исследований Валерий Рязанов предстает перед нами как человек с тревожным сердцем, болеющим за судьбу этого народа, его творцов. Он любит изобразительное искусство, художников, пробивает дорогу тем новым явлениям, которые не укладываются в рамки общепринятых норм. Обладая незаурядным темпераментом публициста, Рязанов заражает, увлекает своим мнением. Он умеет находить художникам, их произведениям место в современном и историческом контексте и глубоко их анализирует.

В.Рязанов пристрастен и любит повторять, что критик и должен быть пристрастным. Парадоксальность его мышления, широта его пристрастий не имеют ничего общего со всеядностью; он неизменно отстаивает выношенные, выстраданные им принципы искусствоведа — критика, ученого, человека.

Редкая свобода мысли и слова, исключительная литературная одаренность, живое чувство искусства, спокойная, уверенная объективность, талант наблюдения и талант общения с художниками — вот качества, отличающие научные труды и очерки Рязанова. О чем бы он ни писал — о выставках художников прошлого и настоящего, предисловия, статьи о проблемах изобразительного искусства, — все вызывает живой интерес. Со страниц его очерков перед нами оживают творчество и человеческая сущность деятелей искусства старших современников автора и молодых живописцев, скульпторов, только входящих в художественную жизнь. Он вникает в тайну их творчества с эрудицией историка, с профессиональным мастерством искусствоведа, с вдохновением и чувством поэта и, что важнее всего, с огромной любовью. Поэтому, исследуя тот или иной шедевр, он изучает не технологию создания, хотя во многих его обзорах есть и это, а социальную и психологическую стороны его рождения. В центре внимания Рязанова всегда человек, ставший художником потому, что только в красках, в линиях он мог выразить свое отношение к миру, к окружающей его действительности.

ТВОРЧЕСТВО МНОГИХ ДОНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО мы воспринимаем и осмысливаем во многом через призму рязановских изысканий и концепций. Помимо всего Рязанов дорог нам и тем, что возвращает нам забытые страницы истории изобразительного искусства Дона и России, дарит нам незаслуженно преданные забвению имена. И мы с удивлением и радостью узнаем благодаря В.Рязанову много нового о художниках, о которых, как нам казалось, знаем все: об Айвазовском с его прочной и глубокой связью с Ново-Нахичеванью-на-Дону, которая сохранилась до конца жизни великого мариниста, М.Сарьяне, ставшем символом XX века, малоизвестном сегодня Х.Гусикове (Гусикянце), учившемся в Академии художеств Санкт-Петербурга с Ильей Репиным, М.Аладжалове, воспитаннике знаменитых русских художников А.Саврасова, В.Маковского, И.Прянишникова, Амаяке Арцатбаняне — первом учителе М.Сарьяна, Сергее Гамбарцумове, незаслуженно забытых художниках — А.Анопьяне, А.Чарчопове, Н.Козодьяне, а также современных мастерах изобразительного искусства — О.Лусегенове, И.Хашхаяне и других. И всякий раз перед глазами читателя встает органически целостный и глубокий образ художника-творца.

С особой любовью и блеском написана книга «От первого приюта до наших дней», вышедшая несколько лет назад в Ростове. Она мне была подарена искусствоведом Шаэном Хачатряном, за что ему очень благодарна. Не знаю, как для других читателей (вряд ли ее знают многие, ибо в Армению, насколько мне известно, она не попала), но для меня книга стала откровением, открыла незнакомый материк, имена армянских мастеров, доселе неизвестных. Издание такого рода — первый опыт изучения и обобщения самобытного культурного наследия донских армян, и сложился он не только по праву старшинства, опыта и таланта автора книги. Валерий Рязанов — один из тех художественных критиков, искусствоведов нашего времени, которые стали истинными хранителями духовных ценностей. Счастье его судьбы в том, что смолоду он ощутил себя хранителем культуры и таким остался до сегодняшнего дня. Почему-то уверена, что еще в те далекие годы в нем закалялись и утверждались усвоенные в юности нравственные ценности: и гражданская позиция, исключающая цинизм, дешевое критиканство и равнодушие — пороки, которые стали теперь чересчур распространенными.

ОТМЕЧЕННАЯ ВЫШЕ КНИГА РЯЗАНОВА — СЕРЬЕЗНОЕ, ГЛУБОКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, хотя и не претендующее на всю полноту отражения темы. Но тем не менее в нем — уникальный материал, исторические факты, достоверность которых не вызывает сомнений. Этот труд несет в себе сведения, создающие широкий контекст, — в плане биографическом, историческом и концептуальном. Это в интересах как истории армянского изобразительного искусства, так и читателя. Книга испещрена интересными историческими фактами, объясняющими многое в биографии и творчестве художников, о которых он пишет. Его целью было вырвать из забвения и удержать в памяти людей все то лучшее, что было сделано армянскими мастерами изобразительного искусства, создание целостного труда со строго и последовательно выверенными общими принципами, с определенной и продуманной логикой идей. И такая книга действительно получилась — книга современная и яркая, живая и необычайно интересная. Умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений превратили ее в весомое событие для всех нас. Наконец, эта книга — к сожалению, не столь уж часто в последние годы встречающийся образец настоящего профессионального мастерства. Мастерства человека, не случайно, между делом, занимающегося художественной критической деятельностью, а знающего особенности и возможности искусства критики, главного дела своей жизни.

Эта книга, как и многие его научные изыскания, войдет в историю армянской культуры. Потому что в ней отражается бурное, сложное время, в котором жили и творили эти армянские художники. Они и завтра останутся свидетелями эпохи со всеми ее противоречиями и «измами», без которых, впрочем, не обходится ни одна эпоха.

Наталья ГОМЦЯН, «Голос Армении»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *