В этот вечер в Музее русско-армянской дружбы собрались не только историки, краеведы, но и те ростовчане, которые интересуются прошлым своего города, Нахичевани. Руководитель музея Маргарита Юрьевна Соколова рассказала присутствующим о судьбе и творчестве Ерванда Шахазиза, о его роли в создании музея. Мало кто знает, но первый Музей Нахичевани и истории донских армян создали в нашем городе Шахазиз и Сарьян. Существовал он недолго. В двадцатые годы минувшего столетия Шахазиз и Сарьян вывезли многие документы Нахичеванского магистрата и Нахичеванской думы в Ереван. Хотелось подробнее рассказать о личности Ерванда Шахазиза.
Шахазиз родился 13 января 1856 года в поселке Аштарак в Армении. Образование получил в Москве, окончил Лазаревский институт. С 1882 года жил и работал в Нахичевани-на-Дону. Он работал учителем в армян-ских школах. Затем становится ректором Нахичеванской духовной семинарии. Шахазиз преподавал сразу несколько предметов, в том числе армянскую литературу и латинский язык.
В начале двадцатого века он начинает активно заниматься и общественной работой. Шахазиз становится одним из редакторов и основателей еженедельника «Гамайнк» («Община»). С 1917 по 1922 годы Шахазиз возглавлял армянский окружной музей Нахичевани. Он был одним из создателей Армянского комитета солидарности с Западной Арменией. Этот комитет помогал армянским беженцам, пострадавшим от геноцида 1915 года, учиненным правительством младотурков в Османской империи.
В 1921 году в Ереване был организован культурно-исторический музей Армении. Куда впоследствии и был приглашен работать Шахазиз. В то время целая группа известных нахичеванцев была приглашена на работу в этот музей, в их числе был и Мартирос Сарьян.
Шахазиз привез в Ереван из Нахичевани богатейший архив. В частности, он вывез архив Нахичеванского магистрата, который насчитывал около 5 000 ценнейших документов. Он считал, что таким образом спасет этот архив от уничтожения. Ведь тогда в Ростове и Нахичевани активно строили социалистическое общество. И архив Нахичеванского магистрата могли посчитать пережитком буржуазного строя. Как бы то ни было, но этот архив сохранен. И теперь ереванские ученые имеют возможность его изучать.
В 1944 году Шахазизу за его научные труды было присвоена степень доктора филологических наук. А в 1946 году в возрасте 90 лет он стал заслуженным деятелем наук Армянской СССР.
Хочу еще раз особо подчеркнуть, что Ерванд Шахазиз был историком и летописцем Нахичевани. Его основная работа «Нор Нахичеван и нор нахичеванцы» (Тифлис, 1903 год) является уникальным историко-этнографическим изданием. Он подробно описывает переселение армян из Крыма на донскую землю, основание Нор Нахичевана, пишет об истории армянских церквей Дона, об обрядах и обычаях нахичеванцев. Кстати, Шахазиз написал большой труд, посвященный армянскому монастырю Сурб Хач. Он так и называется «История церкви Сурб Хач»
Сейчас практически все историки и краеведы, которые пишут о Нахичевани-на-Дону, ссылаются на работы Шахазиза.
Интересно, что дом Шахазиза в Нахичевани примыкал непосредственно к Русской православной церкви Александра Невского. А его супруга Егинэ была очень уважаемой женщиной в городе. Она преподавала в Гогоевской гимназии (сейчас школа №14), активно участвовала в общественной жизни, была членом правления Нахичеванского-на-Дону армянского женского общества пособия бедным.
Как правильно написал о Шахазизе известный ростовский историк, профессор С. С. Казаров, таких людей, как он, называют просветителями. Несомненно, Шахазиз был просветителем Нахичевани и всего армянского народа.
Шахазиз прожил долгую и интересную жизнь. Умер он 12 августа 1951 года в возрасте 96 лет.
В конце вечера известная в Ростове врач-гинеколог Екатерина Эдуардовна Туманян подарила музею письма Шахазиза, которые бережно хранились в ее семейном архиве. Бабушка и дедушка Екатерины Эдуардовны дружили с Шахазизом. Он в своих письмах называл их своими родными людьми и родственниками. Руководитель Музея русско-армянской дружбы выразила огромную благодарность Екатерине Эдуардовне Туманян за такой бесценный подарок. Ведь именно из таких писем и складывается наше представление о людях, о нашем прошлом.
Не могу не сказать и о той дискуссии, которая возникла на этом памятном вечере. Правильно ли поступили Шахазиз и Сарьян, когда вывезли архивы Нахичеванского магистрата в Ереван? Лично я считаю, что история не терпит сослагательного наклонения. Сделано то, что сделано. Эти люди искренне хотели спасти архив от уничтожения. Ведь время было смутное. И по факту им это удалось. Ереванские ученые всегда с радостью готовы сотрудничать с ростовскими. Более того, академик В. Б. Бархударян написал фундаментальный труд «История армянской колонии Новая Нахичевань», на который теперь ссылаются все историки, пишущие о Нахичевани. К этой работе неоднократно обращался и я, когда писал свои книги о Нахичевани. А написал эту монографию академик Бархударян, опираясь на архивные источники и документы Нахичеванского магистрата и Нахичеванской думы. Так что я лично думаю, что Шахазиз и Сарьян поступили правильно, вывезя из Ростова в те сложные и непростые годы эти архивы.
Хочу выразить слова благодарности руководителю Музея русско-армянской дружбы Маргарите Юрьевне Соколовой за этот вечер. Ведь подобные встречи пробуждают интерес ростовчан к своей истории.
Георгий БАГДЫКОВ