29 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 200 ЛЕТ ИВАНУ КОНСТАНТИНОВИЧУ АЙВАЗОВСКОМУ
Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года. У нас в стране, в Крыму, да и в Армении это событие будут особенно торжественно отмечать. Но мало кто сегодня знает, что великий русский маринист армянского происхождения Иван Константинович Айвазовский посетил Ростов и Нахичевань-на-Дону в 1895 году.
Айвазовский с большой симпатией относился к донским армянам. Во-первых, его родной брат архиепископ Гавриил (Габриел) Айвазовский возглавлял Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской Апостольской Церкви, а во-вторых, Айвазовский справедливо полагал, что донские армяне – его дальние родственники. Ведь они переселились на Дон из Крыма. А Феодосия, где жил Айвазовский до переселения армян на донскую землю, была центром армян всего Крыма. Более того, эти места в средние века путешественники называли Морской Арменией.
В 1895 году Айвазовский прибыл в Нахичевань для того, чтобы встретиться с Католикосом всех армян Мкртичем I Хримяном. Именно в этот приезд в Нахичевань Айвазовский подарил нахичеванскому епархиальному училищу картину «Корабль в море, попавший в бурю». В тот год Иван Константинович прибыл в Ростов и Нахичевань вместе со своей второй женой. Сохранилось письмо Айвазовского к Г.А. Эзову, в котором он описывает свои впечатления о встрече с Католикосом всех армян Мкртичем Хримяном. В частности, Айвазовский пишет: «Мы, пробыв четверо суток в Нахичевани, возвращаемся домой. Приняли нас превосходно, у Патриарха был несколько раз и даже обедал у него… Он производит приятное впечатление, ни малейшего напускного ханжества. Много природного ума, речи его весьма игривы, если иногда сорвется некстати слово, то это от непонимания русского языка, да и вообще европейского».
Хочу немного пояснить читателям, почему Айвазовский с таким трепетом относился к Католикосу всех армян Мкртичу I . Мкртич I (Мкртыч) Хримян (или Мкртич I Ванеци) был не только известным богословом, но и крупным общественным деятелем. Он везде, где только мог, отстаивал права армян в Османской Турции.
Интересно, что в письме рукой Айвазовского написано: «По пути из Нахичевана в Феодосию. Станция Сивпелышково».
Иван Константинович в этом письме также писал: «Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии. Объехал все учебные заведения, и все они весьма утешительны».
Жители Ростова также искренне радовались тому обстоятельству, что их город посетил великий маринист. В адрес Айвазовского в те дни пришло более пятисот поздравительных телеграмм и писем. Многие поздравляли Айвазовского с каждым днем его рождения и, конечно, с юбилеями.
Вот, например, что писала преданная поклонница творчества Айвазовского, жительница Ростова-на-Дону А. Лебедева: «Крайне интересуюсь, чтобы прилагаемые от моего имени письма и подарок в особой посылке были вручены глубокоуважаемому юбиляру – Ивану Константиновичу Айвазовскому в день самого праздника».
Судя по сохранившимся документам, добрые отношения с городом Нахичеванью, как и с донским краем в целом, у Айвазовского не прерывались до конца его жизни. Особенно прочными и глубокими были его контакты с художниками Нахичевани. Великий художник Мартирос Сарьян встретился с Айвазовским, когда был еще маленьким мальчиком. Эта встреча произвела на ребенка неизгладимое впечатление. Сарьян писал: «Айвазовский ни на кого не похож, он похож только на себя. Таковы все настоящие художники».
По данным журнала «Донской временник» (2017), в коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств хранятся четыре произведения кисти Айвазовского: « Лунная ночь» (1843), «Портрет нахичеванского городского головы Артемия Павловича Халибяна» (1862), «Море» (1882), «Гибель Помпеи» (1889). В память о своем визите в Нахичевань Айвазовский подарил Католикосу всех армян морские пейзажи, а также в пользу бедных – два крупных полотна «После потопа» и «Везувий»
Вторая жена Айвазовского была значительно моложе своего мужа. Иван Константинович в нее был влюблен до конца своих дней. С какой любовью он нарисовал ее портрет – портрет Анны Бурназян (Саркисовой).
Айвазовский дружил со многими известными людьми и государственными российскими деятелями. Многие современники Ивана Константиновича Айвазовского отмечали, что он искренне любит свою жену и даже ревнует ее к окружающим. Вот как о своей встрече с Айвазовским писал Антон Павлович Чехов: «Вчера я ездил в Шах-Мамай, в имение Айвазовского, что за 25 верст от Феодосии. Имение роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75… натура сложная и достойная внимания. В себе в одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шейхами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина».
По-моему, Чехов дал точное определение великому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. Его боготворили в России и в Крыму. Он считал себя русским художником. Он мог быть наивным, возвышенным и одновременно жестким. Но когда в Османской империи при султане Абдуле Гамиде начались притеснения армян, Айвазовский собрал все свои медали, ордена и награды, подаренные ему турецким султаном, и утопил их в море. Легенда гласит, что турецкому консулу Айвазовский заявил: «Пусть ваш кровавый султан, если хочет, выбросит в море мои картины. Мне не жалко».
Могу заверить, что эти слова Айвазовского армяне всего мира пересказывают друг другу из поколения в поколение. Надо отметить, что турки не прислушались к совету Айвазовского. Картины великого мариниста дол сих пор хранятся в известных турецких картинных галереях.
Жена Айвазовского была также любима жителями Крыма, феодосийцами. Надо отметить, что и супруга Айвазовского очень любила своего мужа. Когда после окончания Великой Отечественной войны Сталин выслал из Крыма татар, то он заодно выслал оттуда и армян. Кстати, почему-то сегодня об этом почти не говорят. Так вот, единственной армянкой, которой разрешили жить в Крыму, была жена Айвазовского. Она была в то время пожилой женщиной, но по-настоящему любимой народом. Е е никто не тронул!
А великий маринист до конца своих дней пытался рассказать миру правду о страданиях армянского народа. Он написал картину «Резня армян в Трапезунде в 1896 году». А в 1900 году, на 83-м году жизни, работал над картиной «Взрыв турецкого корабля». Последней волей художника было похоронить его в ограде армянской церкви Святого Саркиса (Святого Сергия) в Феодосии. В этой церкви Айвазовского крестили, в ней его венчали, в этом же храме художника и отпели в 1900 году. На мраморном надгробии художника выбиты такие строки: «Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память». К этим словам мне добавить нечего.
Георгий БАГДЫКОВ