nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

5 марта нынешнего года исполнилось 85 лет Лусик Левоновне Караханян, обыкновенной армянской женщине, если бы не одно но. Она вдова полного кавалера ордена Славы Исаака Погосовича Караханяна, в годы Великой Отечественной освобождавшего Северный Кавказ, Таманский полуостров, Крым, страны Восточной Европы, а под занавес войны сплясавшего вместе с сослуживцами у подножия поверженного рейхстага под звуки зурны зажигательный армян-ский круговой танец кочари. Причем на глазах у двух великих полководцев – маршала Советского Союза Георгия Жукова и комдива легендарной 89-й трижды орденоносной Таманской стрелковой дивизии генерал-майора Нвера Сафаряна.
С семьей Караханян меня связывают долгие годы дружбы. А познакомил с ней ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Валентин Федорович Патрикеев, который на протяжении полувека жил, служил и работал в Ленинакане. Он-то первым и предложил написать в газету о его геройском боевом товарище Исааке Караханяне. Тогда же состоялось наше знакомство с Лусик Левоновной – женщиной необыкновенной судьбы, перенесшей на своем веку немало страданий, невзгод, но испытавшей также (и не раз) ни с чем не сравнимое счастье материнства. А еще – прожившей 55 лет вместе с любимым мужчиной, Исааком, которым гордились, да и продолжают гордиться, не только в родной Армении, но и далеко за ее пределами.
О том, что у армянского народа женщина-мать имеет особый статус, был наслышан еще с детских лет, так как родился и вырос в городе Армавире. Знал, что армянская женщина всегда отождествлялась с матерью армянского народа, считалась честью армянского мужчины. Другими словами – была матерью детей Армении. Уже намного позже прочитал замечательные слова настоящего патриота своей малой Родины, военного и политического деятеля, поэта Гарегина Нжде: «Мать, армянская мать, ты – mater dolorosa – мать скорби, ты – Хандут, родившая Мгера: Будь трижды благословенна!..».
К сожалению, мне не довелось лично знать Исаака Погосовича. Но о его большой и светлой любви к единственной и неповторимой жене – матери его детей – наслышан от родных, близких и друзей семьи Караханян. Именно у нее, 15-летней Лусик, было так тревожно на сердце, когда узнала, что из соседнего с Чайкендом села Геташен на фронт уходит парень, без которого в дальнейшем она не представляла своей жизни. Исаак тогда пообещал родным и близким, что будет воевать не хуже родного дяди Аршака, который на фронтах Первой мировой стал полным кавалером Георгиевского Креста…
Как же она его ждала с ненавистной войны. Молилась по ночам, чтобы остался цел и невредим. Вот и наступил май 45-го, время шло, а Исаак так и не объявлялся в родных краях. Не знала она тогда, что вместе со своими боевыми товарищами он участвовал 24 июня в Параде Победы на Красной площади в Москве. Подобных московских парадов, к слову, в его жизни будет еще три: два – в девяностые годы, а последний – в год смерти, в 2000-м, когда отмечалась 55-я годовщина Великой Победы.
И все-таки дождалась Лусик Исаака. Он потом признавался ей, что еще когда уходил на фронт, мама сказала ему: мол, если вернешься домой, сынок, то я приложу все усилия, чтобы вы поженились. Так оно и получилось. Более полувека душа в душу прожили затем супруги Караханян. И все эти годы Лусик Левоновна была надежной советчицей и помощницей Исаака Погосовича.
К сожалению, первый сын Эдик умер в младенчестве. Но вместе потом вырастили, воспитали и выучили четверых детей. Старший сын Мартын сегодня доктор физико-математических наук Ереванского госуниверситета, дочь Тамара – филолог. Пути-дороги братьев-близнецов Самвела и Сейрана разошлись. Первый выучился на экономиста, второй – на зооветтехника.
Семья Караханян проживала в Ереване. Исаак Погосович после увольнения в запас работал начальником одного из управлений городского коммунального хозяйства, а потом на протяжении 20 лет возглавлял банный комбинат. Лусик Левоновна не только занималась ведением домашнего хозяйства, но и трудилась на ереванской спортивной фабрике. Дети радовали родителей своими успехами и достижениями, а когда появились внуки, казалось, что счастью уже не будет предела, но…
Первый тревожный звоночек прозвучал в конце восьмидесятых. Настоящей занозой в сердце для семьи Караханян стал разгоревшийся в начале 1988 года армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Досталось и их землякам из Северного Арцаха, а родное село Геташен и вовсе оказалось в блокаде, где единственной связью с остальным миром являлись вертолеты и их самоотверженные пилоты.
Вот как описывают события того времени в своей книге «Тайны Гандзака (Кировабада) и Северного Арцаха» Бакур и Самвел Карапетяны: «В село вернулся один из героев Второй мировой войны – кавалер ордена Славы трех степеней полковник в отставке Исаак Караханян. Он в последние годы был занят сбором фольклора. Теперь вынужденно оставил его и возглавляет оборону села». От себя добавлю – сыновья Исаака Погосовича были активистами карабахского движения, участвовали в борьбе жителей Шаумяна за вхождение в НКР. Естественно, что на протяжении всего этого смутного времени рядом с мужем и сыновьями находилась Лусик Левоновна. Как всегда, надо было накормить любимых мужчин, обстирать, сказать слова поддержки.
В 1996 году супруги Караханян отметили в Ереване золотую свадьбу, и в тот же год Исаак Погосович написал письмо на имя президента России Бориса Ельцина с просьбой о получении российского гражданства и желании проживать на территории России. Вопрос был решен довольно-таки оперативно, переезд состоялся. А новым местом проживания стал Ставрополь. И не только потому, что здесь уже жил с семьей сын Сейран. Город этот по-особому был дорог Исааку Погосовичу. Его он освобождал от фашистских захватчиков в январе 1943 года. Именно здесь навечно сложили свои головы десять его боевых товарищей из 89-й армянской стрелковой дивизии.
К сожалению, недолго довелось пожить вдали от родной Армении прославленному Герою. В сентябре 2000 года ему стало плохо, а врачи определили у него рак крови. Губернатор Ставрополья Александр Черногоров выделил четыре места в самолете, и Караханяны незамедлительно вылетели в Ереван. Увы, спасти Исаака Погосовича не удалось. Вот так, в последнюю осень ХХ века, внезапно остановилось сердце одного из последних остававшихся в живых армян (всего их было 27), удостоенных в годы Великой Отечественной войны ордена Славы трех степеней.
Друг Исаака Погосовича, военный советник президента Республики Армения генерал-полковник Гурген Далибалтаян предлагал родным и близким похоронить национального героя в Пантеоне армянской славы. Однако Лусик Левоновна и дети сочли нужным выполнить последнюю волю отца и похоронили его в селе Артамед, недалеко от Еревана, где покоятся земляки-геташенцы.
11 октября гроб с телом Исаака Погосовича Караханяна провезли по всем центральным улицам столицы Армении. Тысячи жителей Еревана смогли отдать почести своему прославленному земляку. А на кладбище звучало сразу два гимна – армянский и российский…
После смерти любимого мужчины жизнь Лусик Левоновны пошла совершенно по другому сценарию. Как бы ни было тяжело на душе, а вернулась она в Ставрополь, в квартиру, где прошли последние счастливые годы с Исааком. Скучать было некогда. Жила вместе с семьей сына Сейрана, воспитывала подрастающих внуков. Когда выдавалась возможность, летала в Ереван. Надо было помогать внучке Светлане, дочери Тамары. Девочка является инвалидом детства. У нее обширная гематома (сосудистая опухоль) нижней конечности. В двухлетнем возрасте ей сделали операцию по удалению основной части опухоли в США за счет благотворительности армян Армении. Пока был жив Исаак Погосович, мечтавший видеть любимую внучку здоровой, счастливой и стоящей на обеих ножках, время от времени удавалось проводить курсы лечения и реабилитации, а потом… Тамара, воспитывающая дочь одна (муж погиб в автокатастрофе), в условиях Армении оказалась не в состоянии оплатить все необходимые операции по окончательному удалению опухоли. Естественно, сердце бабушки Лусик всегда болит за родную Светочку. Но знали бы вы, как она гордится достижениями внучки, которая семь лет назад на конкурсе красоты была признана «Мисс Армения» среди инвалидов.
В 2008 году в Ставрополь на постоянное место жительства перебрался с семьей сын Лусик Левоновны Самвел. Старший из братьев-близнецов Сейран обещал ему помочь в трудоустройстве и приобретении жилья. Этим планам, увы, не суждено было сбыться. В феврале 2009 года Сейран, находясь в больнице, скоропостижно умер. Новый удар судьбы сильно надломил Лусик Левоновну. Мир сразу померк для нее. Она долго и тяжело болела, часто плакала. Более или менее пришла в себя, когда прилетела в Ереван, да так и осталась там на полтора года.
Осенью прошлого года ереванские врачи диагностировали у Лусик Левоновны онкологическое заболевание. Решила она, что полетит в Ставрополь. И не только чтобы посетить могилу сына Сейрана. Материнское сердце подсказывало ей, что в поддержке и помощи более всего нуждается семья Самвела, который с женой Бэлой и двумя сыновьями по-прежнему проживает на съемной квартире. Так и живут они последние полгода вместе, впятером в тесной «двушке». Лусик Левоновна часто болеет, но ложиться в больницу категорически отказывается. По вполне понятным причинам. Самвел практически неотлучно находится около матери и регулярно отвозит ее на процедуры облучения в онкологический диспансер.
Всякий раз, навещая семью Караханян, испытываю чувство неловкости. Возможно, от бессилия чем-нибудь достойно помочь им. Помогаю в меру своих возможностей. Понимаю, в какой непростой ситуации они все сейчас оказались. Груз ответственности за здоровье матери, приемлемые условия проживания любимых жены и сыновей давит на Самвела не то, что ежедневно, а ежечасно. Оно и понятно, денег на все (а это и съем квартиры, и оплата учебы в университете сына Сармена, и приобретение дорогостоящих лекарств, полноценного питания для Лусик Левоновны) ему катастрофически не хватает. Что касается самой Лусик Левоновны, то могла ли она при жизни Исаака Погосовича представить, на какие мытарства обречет ее судьба? Конечно же, нет…
И вновь хочу привести замечательные слова Гарегина Ндже: «Сердце матери всегда там, где ее дети. Даже после смерти материнское сердце продолжает биться для своих детей и умирает лишь в день смерти ее последнего ребенка».
На память приходит последняя наша встреча. Несмотря на высокое давление и температуру, Лусик Левоновна нашла силы приподняться с дивана мне навстречу.
– Видишь, Виктор Николаевич, – слабым голосом произнесла она. – Здоровье совсем расстроилось, продолжаю болеть. Каждый день тоскую по родной Армении и живу в основном воспоминаниями. Когда встаю, помогаю Самвелу с Бэлой по хозяйству. А что остается еще делать? Был бы жив Исаак, возможно, все было по-другому…
Да, никто и не сомневается, что было бы по-другому. Очень все любили и уважали Исаака Погосовича. Приведу лишь один пример. 29 августа 2000 года в станице Суворовской на Ставрополье открывали общеобразовательную школу, построенную за счет личных вкладов людей из армянской общины. Причем, строилась она не только для армянских детей, а для всей детворы станицы. Перерезать ленточку доверили губернатору Ставропольского края. Александр Черногоров, надо отдать ему должное, посмотрел вокруг себя и сказал: «Мне неудобно, я не буду перерезать, потому что рядом со мной два Героя стоят – Артур Николаевич Чилингаров и Исаак Погосович Караханян. Пусть они и перерезают».
В конце концов Артур Николаевич уступил это почетное право Исааку Погосовичу, а ведь список официальных лиц, присутствовавших на мероприятии, был очень внушителен: посол Армении в России, заместитель мэра Еревана, представители Союза армян России во главе с председателем, россий-ские ученые армянского происхождения и, наконец, вице-спикер Государственной Думы России.
Завершая материал, хотел бы обратиться с просьбой ко всем добрым людям, кого неравнодушным оставила судьба вдовы полного кавалера ордена Славы Исаака Погосовича Караханяна. Помогите чем можете замечательной женщине Лусик Левоновне Караханян. Она сейчас как никогда нуждается в вашей поддержке.
Военный журналист
Виктор МОСКАЛЕНКО
Денежные средства на лекарства можно перечислить на данный счет:
Счет 42307. 810.9.6000.4206796
В Северо-Кавказском банке
Сбербанка России 9060/142
БИК 040702660
к/с 30101810600000000660
р/с 47422810960009900142
ИНН 7707083893
КПП 263402001
Для Караханян Лусик Левоновны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *