nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Васак Сюни известен как главнейший предатель в истории Армении. На этом пьедестале с ним может конкурировать разве что Ваге Ихсан, который сдал адреса армянской интеллигенции туркам. Дошло до того, что имя Васак само по себе практически не употребляемо, настолько он укоренился как враг в сознании общества.

Но в XX веке зародилась идея, что Васак Сюни не так уж и плох. Он лишь хотел иначе решить конфликт армян и персов. Мол, имея официальную власть, Васак хотел диалога, но эмоции общества одержали верх.

Первым автором с такой идеей был Николай Адонц. Он автор концепции, описывавшей армянство как постоянный сюжет борьбы «рационального» и «бунтарского» начал. Много современных авторов подхватывают эту идею, и в ней есть доля правды. Васак, возможно, был прагматиком и хотел более аккуратного исхода. Но снимает ли это клеймо предателя?

Дело в том, что Адонц упустил ряд моментов, связанных с Васаком Сюни. Борьба с персами имела всеобщий характер: ей было охвачено все население Армении, от католикоса до простых крестьян.

И здесь Васак буквально идет против целой нации: командуя 3-ей армянской армией, он преднамеренно не атаковал персов, развалив план; Васак выдал план наступления армянской армии на Агванк; Васак и «васаковщина» преднамеренно раскалывали изнутри армию, дабы остановить Вардана. Ну и что уж говорить, если Васак участвовал в уничтожении отряда Вардана во время Аварайрской битвы.

Васак как назначенный правитель Армении, естественно, боялся и был услужлив по отношению к своим персидским верхам. Скорее всего, он видел в Вардане и его людях простых разбойников и бунтарей. Мы можем даже предположить, что Васак вполне себе хотел мира в Армении, но желал добиться этого более «раболепным» путем, не уверовав или не желая уверовать в силу национального движения. Это его никак не оправдывает, ведь своими шагами он угрожал не просто Вардану и его людям, но целой нации, нашедшей в Спарапете своего лидера.
Адонц был прав в одном: в Армении идет вечная борьба между «разумными предателями» и «глупыми патриотами». Вплоть до нынешних дней.

Васак — это архетип особого рода армян, которые появляются всегда и во все эпохи.
Потому, если и есть та часть истории, которую армяне должны вызубрить, то это сюжет V века. Это армянское пособие, позволяющее видеть в новых сюжетах армянской истории все те же старые мотивы.
Артур АКОПЯН,
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *