27 июня в джаз-клубе «Эссе» выступило трио легендарного джазмена
Ваагн Айрапетян — пианист, композитор, вокалист. Он работал с такими легендарными джазовыми музыкантами, как Элвин Джонс, Джимми Ловлейс, Чарльз Давис, Лерой Уильямс, Зейд Нессер, Крис Байерс и многими другими. С 1998 года Ваагн является пианистом ARMENIAN NAVY BAND, получившей международное признание. В 2004-м Ваагн организовал свой собственный состав «Катинер». В 2008 году получил почетное звание заслуженного артиста Армении.
Его трио известно знатокам и любителям джаза во всем мире. Участники начали работать вместе несколько лет назад и уже успели завоевать сердца многих, выступая на сценах разных стран. Ваагн Айрапетян объединил вокруг себя блистательных джазовых музыкантов Карена Кочаряна, Авага Маркаряна и Полину Белан. Их слава распространяется по всему миру, о них говорят как об одних из самых выдающихся джазовых музыкантов, достойно составляющих творческий тандем с огромным количеством ключевых джазовых фигур по всему миру.
Любителям джазовой музыки хорошо знакомо имя Ваагна Айрапетяна. У себя на родине он является самым известным и популярным музыкантом. Заслуженный деятель искусств Республики Армения. Пианист и композитор с редким даром исполнения разной музыки: от бибопа и мейнстрима до фьюжна с авангардным фолком. Его авторские проекты всегда поражали искушенную публику мастерством исполнения и глубиной таланта.
Благодаря приезду трио Ваагна Айрапетяна в наш город у нас состоялась беседа с маэстро. Джазмен рассказал, как складывалась его карьера, где проходило обучение, а также как влияют армянские корни на его творчество.
— Каким образом вы начали заниматься джазом и каковы были ваши первые шаги на этом пути?
— Это очень долгая история. Я вырос в музыкальной семье. Я музыку не выбирал — она выбрала меня сама. Мои родители были скрипачами, бабушка по маминой линии певицей. Я всю жизнь слышал музыку и начал с детства сочинять песни. До музыкальной школы я уже играл и был готов к обучению.
— Какие музыканты и исполнители оказали наибольшее влияние на ваше творчество?
— Я очень много слушал музыки еще до того, как попал в музыкальную школу. Родители поступали в то время в аспирантуру консерватории, так что я вырос в среде классических музыкантов. Я очень любил Баха, Бетховена, Моцарта. Но потом, еще до школы, лет в 5, меня увлек джаз. Серьезно начал заниматься джазом с 10 лет, и всю жизнь я в джазе. Консерваторию закончил как композитор. У нас были очень хорошие педагоги — легендарные композиторы армянской музыки Эдуард Багдасарян, Эдгар Оганесян, Тигран Мансурян. Я учился у них у всех. В 1995 году я поехал в Нью-Йорк и встретил своего учителя Барри Хариса, который преподавал мне частным образом до недавних пор. Очутившись в американской среде в Нью-Йорке и Новом Орлеане, я набрался опыта у хороших джазовых исполнителей.
— Как вы поддерживаете вдохновение и творческую энергию на протяжении долгих лет активной музыкальной деятельности?
— Музыка для меня — отдых. Каждое утро я просыпаюсь с мыслью, что мне нужно играть лучше, чем вчера.
— Какую роль играют национальные корни в ваших проектах?
— Большую. Как раз сегодняшнее выступление посвящено этому, оно называется Armenian Colours Quartet. Играют замечательные музыканты из Армении. Аваг Маркарян на дудке, барабанщик Карен Кочарян из Бостона, а на контрабасе играет местная героиня Полина Белан.
— Чаще всего предпочтение отдаете армянским мотивам в музыке?
— Вы знаете, я не могу так четко сказать. У меня очень разные проекты. Есть электронная музыка, сугубо джазовая, с народными мотивами. Когда я играл в Нью-Йорке, мне всегда говорили, что я играю армянский джаз. Так что даже если я играю самый закоренелый американские джаз, все равно армянство идет изнутри — в этом и изюминка. Вы знаете, им неинтересно слушать американский джаз по-американски. У них это уже есть.
— Можете отметить самые выдающиеся проекты?
— Они все очень разные. У меня есть мой любимый, но редко исполняемый проект. Это выступление с хором — джазовое трио и камерный хор. Поскольку это не совсем бюджетный проект, выезжать с ним сложно. Сегодняшний проект намного мобильнее. Сегодня мы проводим сразу два проекта: один сугубо джазовый, а другой — армянский.
— Вы знакомы с музыкальной школой имени Кима Назаретова?
— Отчасти да. Я играл с сыном Адама Тирацуяна. Играл с местными музыкантами. С Адамом и его биг-бэндом играл как гость. В Ростове много хороших преподавателей и музыкантов. Наконец-то джаз-клуб «Эссе» служит площадкой для местных исполнителей. Это очень важно, поскольку ученики джазовых школ должны иметь платформу для реализации своего таланта, иначе они все уедут. Ростов знаменит своими музыкальными школами и выпускниками, джазовая жизнь здесь активная.
— У нас очень большая армянская диаспора, вы здесь пользуетесь популярностью!
— Спасибо, очень приятно это слышать. Я почаще буду приезжать, обещаю. Просто часто мало времени: приехали, выступили и уехали. Как-то раз успел посетить разные школы, пообщаться с местными музыкантами.
— Расскажите, что у вас в планах на сегодня?
— Только что я дал мастер-класс, очень талантливые ребята, но им мешает стеснение. Джаз не любит такого. Школы дают много знаний, но они прививают комплексы детям, честно скажу. Ученики получают на своем пути барьеры. В творчестве не должно их быть. Нельзя ставить рамки, нужно дать талантам раскрыться. Когда я давал уроки в Ереване, я все время заставлял учеников писать, чтобы увидеть, что в человеке есть творческого кроме нот. Своя музыка всегда интереснее.
Каринэ БАБИЕВА
Выражаем благодарность джаз-клубу «Эссе» за приглашение армянских исполнителей. Ваши усилия по знакомству ростовчан с музыкой Армении неоценимы. Каждое выступление армянских музыкантов становится для нас настоящим вдохновением. Благодаря вашему труду мы имеем возможность наслаждаться высочайшим качеством живой музыки, которая открывает перед нашим городом новые горизонты.
РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община»