nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

О чем говорят грузинские хроники?

Не секрет, что каждый народ, особенно когда он молод, хочет иметь в своей истории впечатляющее прошлое. Это касается не только очень молодых народностей, коих породила Советская власть, но и порой самих империй, которые богаты историей, но от глубоких корней тоже бы не отказались.

Например, кто из вас не слышал версию, что этруски это и есть русские? Впервые такую гипотезу выдвинул сатирик Михаил Задорнов, а за ним и все остальные дилетанты. Последним достаточно лишь аудиальных совпадений, и, как им кажется, «эврика» — этруски, жившие до I в. до н. э. на Аппенинском полуострове (ныне Италия), — «это русские». Словно соседи этрусков — латины, сабины и умбры — постоянно кому-то доказывали, что этруски это русские. Причем делали это по-русски. Ведь не могли же этруски о себе говорить «это русские». Тогда бы племя называлось не «этруски», а «мыруски».

Лингвистика — штука тонкая. Подход к ней нужен особый, осторожный. Иначе кавказоязычные албаны могут с легкостью породниться с не имеющими к ним отношения албанцами, кои из индоевропейского пласта. А свирепые тюрки-авары, совершившие походы на франков, могут стать предками современных аварцев. К счастью, до поголовного маразма не доходит. Пока что академическая историческая наука успешно сотрудничает с генетикой, топонимикой и лингвистикой. И за пределы кухонных разговоров подобные версии не выходят.

Тем не менее, современные азербайджанцы не ограничились кухней и возвели очередную ахинею на государственный уровень. Тюркоязычный народ с внешностью перса, но стремящийся к пантюркизму, не прочь и кавказоязычных албан записать в предки, и викингов, и мидян. Из-за претензий на Арцах делается все, чтобы закрепить свой народ «под автохтонов». А недавно «прочли» даже грузинского летописца XI века Леонтия Мровели. И снова «Эврика!». Ведь там в двух местах сказано о бунтурках.

И не важно, какие они. Важно, что на слух отождествляются с турками. А значит, и с азербайджанцами.

Примечательно, что мировая наука не слышала о бунтурках. О них упоминают лишь грузинские источники «Мокцевай Картлисай» (X в.) и «Картлис цховреба» Леонтия Мровели. Честно говоря, было приятно узнать, что в Азербайджане наконец-то обратились к летописцам истории региона. Не важно, что не армянским. Хоть они самые старшие. Пусть даже грузинским. Только одно непонятно: как получилось, что азербайджанские историки, читая Мровели, дошли до середины летописи, где прочли о бунтурках, а армян, которые постоянно упоминаются, так и не приметили. Между тем, грузинская летопись как раз начинается с армян. К примеру, в «Жизни грузинских царей» Леонтия Мровели, в части первой, в «Повести о восьми братьях» говорится: «Сперва упомянем о том, что у армян, картвелов, ранов, моваканцев, эров, леков, мегрелов и кавкасианов, у всех этих сородичей был один отец по имени Таргамос». Обратите внимание, в перечисленных народах нет ни азербайджанцев, ни турок. Но что в летописи тогда сказано о бунтурках?

Итак, если быть внимательным и не заигрывать с терминами, то те же грузинские источники ответят нам на вопрос «Кто такие бунтурки?». Для этого нужно было не останавливаться на «Картлис Цховреба», а обратиться к более раннему грузинскому источнику «Мокцевай Картлисай». Здесь, в самой первой главе «Обращение Грузии», сказано следующее: «Когда царь Александр (Македонский) обратил в бегство потомков Лота и оттеснил их в полуночную страну, тогда впервые он увидел свирепые племена бунтурков, живших по течению Куры в четырех городах с их предместьями. Это были города Саркине, Каспи, Урбиниси, Одзрахе. Удивился Александр и узнал, что были они потомками иевусеев. Ели все живое, и не было у них могил — мертвых пожирали. Будучи не в силах бороться с ними, царь удалился».

Сложно сказать, что из писанного вдохновило азербайджанских историков — термин «бунтурки» или то, что бунтурки пожирали мертвых. Иначе говоря, были падальщиками. Надеюсь, первое. А коль так, как можно было не заметить ответ на главный вопрос: «они были потомками иевусеев»? Заглянем в справочники, читаем: «Иевусеи — доеврейское население Иудеи, которое в конце III тыс. до н. э. основало город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус) и первоначально населяло его».

Таким образом, как вы уже поняли, бунтурки — потомки иудаизированного племени иевусеев и не имеют никакого отношения ни к тюркам, ни к «тюркоязычному массиву». Они связаны происхождением с евреями, вместе с которыми и упоминаются в приведенных выше «Мокцевай Картлисай» и «Картлис Цховреба». А в этих сообщениях речь идет о появлении первых еврейских поселений в Грузии.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *