nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

«Арцах в лицах!» — так назвал свою выставку известный российский фотохудожник, публицист и издатель Левон Осепян, представив ее в конце октября ростовчанам.


Местом проведения выставки ее организаторы — Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община» и Донской союз армянской молодежи — не случайно выбрали Донскую государственную публичную библиотеку. Ведь это, без сомнения, самое престижное для представления творческого и интеллектуального труда пространство на всем юге России. Теплота и радушие сотрудников библиотеки каким-то чудесным образом здесь сочетаются с их безупречной организованностью, умением выстроить любую выставку (концерт, встречу) таким образом, что мероприятие становится праздником для всех участников. Праздник случился и в этот раз. Хотя и окрашенный печалью из-за событий последних месяцев.
Около семидесяти своих работ привез Левон в Ростов. Это исключительно портретные фотографии. Устроители развесили их вдоль стен выставочного зала ДГПБ таким образом, чтобы зритель мог всмотреться в лицо героя фотографии, посмотреть ему прямо в глаза. Эти глаза… Глаза арцахцев! Улыбающиеся или печальные. Задумчивые или озаренные искрами безудержного веселья. Наполненные какими-то тайными знаниями или беспечные. Но всегда и на всех лицах беззлобные, лучистые. Сказано же было кем-то, что глаза — это «окна» души человека. А мы знаем, какая прекрасная, вольнолюбивая, преданная, но и доверчивая душа у арцахцев. Какие это смелые, умелые, но и чуточку наивные в своей открытости и простоте люди.


Они — особые, эти арцахцы. Они воины, давшие нашей стране четырех маршалов СССР и одного адмирала — Баграмян, Бабаджанян… Не говоря уже о многих боевых офицерах, удостоенных звания Героя Советского союза. Они ученые. Несколько десятков арцахцев стали академиками АН СССР, включая отца современной русской орфоэпики, признанного авторитета в области фонетики, уроженца Шуши Рубена Ивановича Аванесова.
Они — художники, композиторы, писатели, строители, врачи… Они — труженики! О невероятном трудолюбии арцахцев, о том, что они «отдыхают только тогда, когда трудятся, и трудятся, когда отдыхают» ходят легенды. Они…
А еще они просто очень хорошие люди. Те, кто однажды побывал, пожил среди жителей этого горного края, уже не сможет никогда забыть ни этот хлеб — лаваш, который ему протянула какая-нибудь бабушка, предположим, по имени Шушаник, ни ее натруженные руки, готовые поделиться с путником последним куском хлеба.


Я оставила сердце в армянских горах —
Там, где боль непокорный скрывает Арцах,
Где в колодцах ущелий вода далека,
Где в скалистой постели лежат облака.
На развалинах каменных всходит трава.
Все быльем поросло, только память жива.
Древний храм в облаках неприступен и нем.
— Боль твою, Карабах, унесу — Цавт танем!


Так написала русская поэтесса Елена Тамбовцева-Широкова, побывав однажды, а потом приезжая снова и снова, в Арцах. Портрет ее, к слову, также представил на выставке Левон Осепян, поместив среди таких дорогих ее сердцу людей — арцахцев. Кстати, именно благодаря Левону Оганесовичу состоялось знакомство Елены Валерьевны с Арменией, в которую она влюбилась однажды и навсегда, настолько, что эта страна стала главной темой ее творчества последних лет.
Здесь же висит портрет другой известной поэтессы — Седы Вермишевой. Она на русском языке, ставшем ей родным, писала о своей любви к родине предков, о своей боли за нее:
В колыбели свободы
Взращенные первенцы
Света,
Укоризна души моей,
Горсть пшеничного чистого
Хлеба
— Арцах.
Да, это правда, Арцах дал миру много прекрасного, доброго, светлого. Но именно Арцах стал сегодня некоей разменной монетой в бесчестных играх политиков мира. Кто-то проговорит осуждающе, но и несколько отстраненно, понимая несправедливость и подлость происходящего на наших глазах: «Бог им, всем этим злодеям, судья!». Но мы, армяне, не можем произнести этих осуждающих, но и примиряющих слов. Слишком велика та вселенская, всемировая обида за судьбу нашего народа, который за всю историю своего существования старался нести миру и людям добро. Обида за арцахцев. Тех, кто веками возделывал каменистую, но до боли родную почву, кто растил на ней хлеб, возводил монастыри и храмы, молился в них, и кого разом, едва ли не в один день, лишили родины, поставив перед жесточайшим выбором — Земля или Жизнь.


Мы, армяне, выбрали жизнь. Мы хотим жить на этой планете, пусть наполненной сегодня ложью и несправедливостью, но жить. Хотя бы для того жить, чтобы снова и снова, вопреки всему и всем, сажать сады, совершать научные открытия, писать картины, сочинять музыку, ставить спектакли… Творить добро! В этом наше назначение Божье. Мы это знаем. И мы ему следуем.
А пока… Пока вглядитесь в эти прекрасные одухотворенные лица арцахцев, представленные на фотографиях Левона Осепяна. Вглядитесь повнимательнее! Вы не увидите в них страха или отчаяния. Там только свет, тепло и желание этот мир, пусть и такой больной сегодня, сделать хоть на чуточку лучше, добрее, здоровее. Да что там говорить?! Стоит ли убеждать вас в том, что каждый и без того знает?! Скажем лишь то, что повторяем денно и нощно: мы молимся за вас, арцахцы. Вы наша гордость — арцахцы!

Фото Евгений ГОЛОВАТЕНКО
Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *