nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Было это давным-давно на старой родине моих далеких предков в Крыму. Село называлось Топлу (Топлы, Топти),основано оно было в 1387 году. Была в селе церковь Сурб Урпат (Святой Пятницы Параскевы) По местным преданиям, во втором веке приняла Параскева мученическую смерть в урочище Татлу за веру христианскую. На месте ее гибели потек целебный родник — чорвах сахлых-су и явилась икона. На иконе изображена была Святая Параскева в рост, она держала в руке блюдце с водой, в которой плавали два живых глаза. Икона исцеляла слепых, давала людям силу и разум, охраняла семейный очаг.
На престольный праздник Сурб Урпат ежегодно 8 августа армяне совершали «матах». В большом котле варили мясо жертвенных животных для всей деревни. Но повадился к ним на запах мяса один татарин-блар (обжора). Снимал он с огня котел, съедал лучшие куски мяса, заедал супом, затем насыпал в оставшуюся еду земли и камней и, обзывая армян, уходил. Так было много лет подряд. Думали жители деревни, как от блара избавиться, и ничего не могли придумать…
Но жила в Топлу молодая женщина, звали ее Рипсиме. Она была здоровая и сильная. О ее силе никто не знал. Она скрывала от всех силу свою: ведь не могла в те годы женщина быть в чем-то ровней мужчине и, не приведи господи, в чем- либо превосходить его. Женщины не садились за стол с мужчинами, на престольный праздник с мужчинами не ходили, их жизнь ограничивалась домашним очагом. Однажды Рипсиме была дома одна, посмотрела в окошко, а там два буйвола дерутся, того и гляди поубивают друг друга. Вышла она во двор, огляделась – никого нет. Взяла за рога одного буйвола, потом другого и ударила их друг в друга лбами. Так и разлетелись они по сторонам. Случайный прохожий оказался свидетелем. Пришло время опять жертвенное мясо варить. Все повторилось. Пришел на запах мяса блар. Армяне собрались в стороне, шепчутся. Крестьянин, видавший силу Рипсиме, предложил пригласить ее, чтобы справиться с татарином. Пошли они делегацией в дом к Рипсиме. Спряталась хозяйка, подчиняясь обычаям. Но старейшины объяснили, уговорили ее ради веры христианской и чести села помочь изгнать татарина. Девушка дала согласие, взяла дубинку в один гяз (аршин) и пошла на праздник. Подошла к татарину, увидев красивую девушку, тот, довольный, улыбнулся. А она положила на его плечо руку и сдавила большим пальцем, да так, что вывихнула ему руку. Подала дубинку и говорит, что у люльки ее ребенка свод сломался, попросила его дубинку согнуть. Попробовал татарин согнуть – не получилось. Забрала Рипсиме дубинку у обидчика и вмиг согнула перед очами собравшейся толпы, при этом сказав, чтобы не смел больше являться на праздник и обижать крестьян. Ушел татарин, опозоренный, и никогда больше не приходил.
Стали ее благодарные односельчане уважать за силу и мудрость. После этого старейшины нарекли Рипсиме пахлеваном – борец, атлет. Когда наши предки переселялись из Крыма, Рипсиме-пахлеван была молодой женщиной и имела двух сыновей. В честь матери они стали пахлеванами, затем эта фамилия несколько изменилась и стала, как теперь, Пегливанян. И живут в селе Топти по сей день красивые сильные и умные потомки Рипсиме-пахлеван – Пегливаняны.
Согласно «Ведомости Суворова…», из деревни Топлу было выселено 212 армян. Все они поселились на левом берегу реки Озан, которая в те годы была полноводной.
Село свое назвали Топты. А на холме, под которым течет теперь родник – чорвах, построили церковь Сурб Урпат. Прошли годы, старая церковь не сохранилась. Не все помнят о том, что была в селе церковь с таким названием. Недавно, когда местный житель копал огород, он обнаружил фундамент первой церкви. Новую каменную церковь построили в 19 веке и назвали Сурб Саркис, кстати, тоже в память о церкви из крымского Топлу.
Прошли годы. Постройки старые не сохранились, нет даже купеческих особняков 19 века. К сожалению, молодежь сегодня даже не задумывается, почему у моего села два названия…
Только родник – чорвах сахлых-су журчит по-прежнему, символ чистоты, любви и вечной памяти народной.
По архивным материалам
подготовила Светлана ХАЧИКЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *