nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Двадцать два года горит эта рана в наших сердцах. В сердцах двухсот с лишним тысяч армян – строивших и благоустраивавших Баку, создававших ему имидж города великолепной архитектуры и развитой науки, придававших ему особый колорит и славу. Значение армянского народа в истории Баку последних двух веков невозможно переоценить: именно армяне превратили захолустное приморское поселение в промышленный центр, а о вкладе армян в образование, прессу, культуру Баку можно писать и говорить бесконечно.

В течение ХХ века армянское население Баку трижды подвергалось массовым погромам и убийствам. И если в 1905-ом армянам удалось организоваться и защитить свое право на жизнь в этом городе, то в 1918-ом году против мирного армянского населения города вышли объединенные войска анатолийских и закавказских турок. Свыше тридцати тысяч жителей Баку армянской национальности стали жертвой ятагана и топора. Архивные материалы того времени красноречиво передают атмосферу разгула турецкого племенного менталитета перед беззащитной жертвой. Приведу два отрывка из архивных материалов, собранных в книге «Резня армян в Бакинской и Елизаветпольской губерниях. 1918 – 1920 годы. Сборник документов и материалов». Ереван, 2003. Архив истории Республики Армения (Составители: А. Газиян, С. Мирзоян).

«Разнузданные воинские части и озверевшие банды врывались в дома армян убивали, насиловали, грабили и уничтожали. Очевидцы рассказывают о таких ужасах, от которых леденеет кровь, рассказывают о ребенке, сосавшем в течение трех дней грудь убитой матери, о грузовике, вывозящем из сиротского приюта беженцев детские трупы, об изнасиловании дочерей на глазах у родителей и жен на глазах у мужей, которых после этого убивали, о смрадном запахе от груд трупов на улицах, благодаря которому трудно было дышать, о потопленных снарядами пароходах, переполненных женщинами и детьми, словом, обо всем, что известно и Германской Императорской делегации… , начальник информационного бюро которой, доктор Цугмайер, сам заявил, что «в момент вступления турок в город татары, виде реванша, вырезали многих армян» (АИ РА, ф.121, оп.2, д.94, лл.96-99. об.)
«Резали и убивали без всякого разбора армян: мужчин, женщин, детей, стариков, здоровых и больных, даже грудных младенцев, ставя себе, очевидно, целью истребление всего армянского населения.

По имеющимся достоверным сведениям, помимо дрог и арб, 25 грузовых автомобилей, грузоподъемностью каждый в 250 пудов, в течение 4 суток беспрерывно, днем и ночью, вывозили трупы и работа эта все еще не была закончена. Большая часть трупов для сокрытия массовой резни была сожжена около Сальянских казарм, главным образом, на свалочном пункте.

По приблизительным подсчетам полагают, что число убитых армян более двадцати тысяч (20000).
Приняты уже меры для установления числа жертв с большей точностью.

Одновременно с чудовищной резней, войсковые части, как и местные мусульмане (закавказские турки, азербайджанцыю – Л.М.-Ш.), безостановочно, систематически, как бы по заранее обдуманному плану, производили столь же чудовищный грабеж имущества мирных граждан. Вымогали и отбирали у всех деньги, золотые и серебряные вещи, всякие драгоценности; вывозили и уносили из квартир, складов, магазинов, лавок армян целые горы накраденного добра, — товары, мануфактуру, мебель, платье, обувь, белье и всякие домашние вещи, причем при вымогательствах и грабежах очень часто не делали различия между армянами и другими народностями, даже иностранцами.
Ограблены дочиста все местные армянские церкви и общественно-национальные учреждения; забраны из церквей все золотые и серебряные принадлежности, редкие и многоценные древности, облачения священнослужителей церковная утварь и вообще все, что представляло какую-нибудь ценность. Внутренность храмов гнуснейшим образом загажены и святотатственно осквернены.

Убийцы и грабители открыто заявляли, что город предоставлен в полное их распоряжение на трое суток.
Зверская массовая резня совершалась подчас с такой жестокостью, что трудно даже верить в возможность такого изуверства.
Были случаи, когда палачи на глазах у обезумевших армян точили ножи и охваченные каким-то чудовищным садизмом, вдохновляли себя, перечисляя и рисуя несчастным все те пытки, которым они будут подвергнуты.

В Балаханах, в больнице Совета съезда бакинских нефтепромышленников, вырезали всех больных армян, всех армян-служащих и трех армян-врачей, причем тяжелых больных выволокли на двор за ноги.

В детском приюте для беженцев-армян свирепо хватали обезумевших от страха детей и выбрасывали на улицу с четвертого этажа». (АИ РА, ф.223, оп.1, д. 116, лл. 1-7.) (Лексика и орфография архивных документов сохранены.)

В 1990 году история повторилась в третий раз. Вернее, погромы армян в Баку начались в 1988 году, однако до поры до времени они носили спорадический характер и довольно быстро подавлялись властью. Азербайджанская власть нуждалась в заложниках армянской национальности – для давления на национально-освободительное движение арцахцев и устрашения руководства СССР. Надо также признать, что этому плану невольно способствовала наивная вера в доброго царя – батюшку, этакая разновидность национального гапонизма. «Политбюро не позволит, ЦК КПСС не разрешит, армия не допустит, сосед – турок, годами столовавшийся у нас дома, не пропустит», — армяне города, как это присуще армянам вообще, старались отречься от страшной действительности.

В это трудно поверить, но внуки ограбленных и заживо сожженных в 1918 году армян, дети сосавшего грудь мертвой матери младенца, доверились внукам грабителей и убийц своих предков. Немало армян спрятали свои пожитки в квартирах и домах тех, кто завтра придет убивать его. Политбюро позволило, ЦК КПСС разрешило, армия допустила, а столовавшийся у армян турок пришел снова, уже с топором. История повторилась, но не в качестве фарса, а страшной трагедией. Армянский Баку захлебывался в собственной крови, он умирал страшно, в муках и нечеловеческих страданиях. А по асфальту, выложенному руками армянских мастеровых, носились каннибалы двадцатого века. Запах нефти был перебит запахом паленого мяса, а высвободившийся от условностей ХХ века турок пожирал не приготовленные умелыми руками армянской хозяйки блюдами, а плоть самой армянки.

Нет никакой надобности пересказывать свидетельства чудом выживших очевидцев, ими полон интернет, на их основе написано множество книг. Куда важнее понять: почему такое могло произойти вообще, и как нам в будущем обезопасить себя от турецкого топора?

Армянам необходимо беречь и тренировать этническую память, избавиться от преступно-наивной веры в хорошего турка. Турок тот же, что и в 1905, 1918, 1990, 1992 годах. Он тот же турок, что и его предки, несколько веков назад перекочевавших на нашу родину. В нем ничего не изменилось, и, согласно науке о цивилизации, в обозримом будущем турок останется таким же, какой он есть сегодня. Убийство, даже самое подлое, еще долгое время не будет конфликтовать с менталитетом турка. Поверить турку, как это делают пьющие с турками отдельные манкурты с армянскими фамилиями, означает подставить наших детей под не знающий жалости топор турка.

Сегодня между нами и турком находится надежнейший в мире заслон – Армянская Армия. Нынешнее размежевание с турком произошло в ходе героического, поистине всенародного отражения агрессии Азербайджана против армянских государств и армянского народа. Впустить турка в тыл нашей армии, подарить турку отвоеванную кровью наших сыновей, братьев и отцов армянскую землю, означает подставить наших детей и внуков под не знающий жалости топор турка.

Поверить миролюбивым заверениям турка означает дать ему возможность совершить в будущем новые массовые погромы и убийства беззащитных людей, помочь ему в очередной раз повторить Сумгаит, Баку, Шамхор, Храморт, Марагу…

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН,Voskanapat.info


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *