nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Здесь было бы уместнее вспомнить русского генерала и писателя Антона Деникина, который в книге «Очерки русской смуты», вышедшей в свет в 1921 году, оставил следующие строки: «Все в Азербайджан-ской Республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань, объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность». В современной Республике Азербайджан приспосабливает под «национальное» все, что плохо лежит. Но плохо могут лежать чужие языки, алфавиты, поэты, некоторые памятники зодчества на территории Азербайджана, ряд блюд, но не империи, создаваемые определенной династией, история которых хорошо прослеживается от самих основателей. Под книжным ударом азербайджанских учебников оказалась и империя (или конфедерация) так называемых «белобаранников» — туркменская династия, правившая в 1378 — 1508 гг. и занимавшая обширную территорию таких современных государств, как Иран, Азербайджан, Кувейт, Афганистан, Ирак, Турция, Армения.
Объединение кочевых племен Ак-Коюнлу составилось из туркмен, оттесненных в Переднюю Азию вторжением монголов. Персы называли их туркоманами. Их массовый исход из Туркестана (Средняя Азия) произошел при Ильхане Аргуне (1284 – 1291 гг.). Изначально пришельцы расселились по Верхнему Евфрату и Тигру. Именно здесь во второй половине XIV в. сложились два племенных объединения: Ак Коюнлу и Кара Коюнлу (на знамени последних был изображен черный баран – «кара коюн»), постоянно враждовавших друг с другом. Уже в середине XIV в. византийские источники упоминают о набегах туркменов Ак Коюнлу на Трапезунд. Правящая верхушка этой кочевой державы, происходившая из старинного огузского рода Байандур, неоднократно вступала с трапезунд-скими императорами в брачные отношения. Так, известно, что мать первого падишаха Ак Коюнлу, Кара-Юлюка Усмана, принадлежала к династии Комниных. Да и сам он был женат на византийской принцессе. Кстати, не мешало бы напомнить, что византийский род Комниных берет начало от фракийцев. А уж к концу XIV века, когда туркмены (белобаранники) достигли Армении и Малой Азии (иначе говоря, Византии), род Комниных уже был фракийско-армянским. Напомню, что за три столетия до этого, до нашествия тюрок в регион, в 1048 г. Иоанн Комнин женился на представительнице знатного армянского рода Анне Далассине. Так что к тому времени, как из этих белобаранных племен возник падишах, знатные особи белобаранников уже были подвергнуты кровосмешению. К туркменской крови знати прибавилась фракийская и армянская. Как у Кара-Юлюка Усмана по материнской линии.
Наследственным владением Ак Коюнлу считался Диярбекир. В дополнение к нему Кара-Юлюк завоевал Эрзинджан и Сивас. Особенно отличились туркмены Ак Коюнлу в 1402 г. в сражении с турками при Ангоре (нынешняя Анкара). В 1435 г. Кара-Юлюк пал в одном из сражений с правителем Кара Коюнлу Искандаром. После его смерти сыновья Хамза и Али поделили между собой завоеванные им земли.

В 1467 г. правитель Кара Коюнлу Джихан-хан двинулся с большим войском в Армению. На Мушской равнине произошло решительное сражение, в котором войско Кара-Коюнлу было разбито Узун-Хасаном и понесло большие потери. Туркмены Ак Коюнлу стали преследовать Джихан-хана, отступавшего из Армении в Иранский Азербайджан, и нанесли ему еще одно поражение в одном из горных ущелий. Джихан-хан пал в бою. В следующем году Узун-Хасан вторгся в Иранский Азербайджан и близ Маранда рассеял остатки Кара Коюнлу, возглавляемые сыном Джихан-хана, Хасан Али. В последующие годы Узун-Хасан отвоевал у Тимуридов почти весь Иран, кроме Хорасана и Прикаспийских областей (Гиляна и Мазендарана).
После всех этих побед Ак Коюнлу превратилось в одну из крупнейших ближневосточных держав. В его состав входили: Иран-ский Азербайджан, Ширван (Арран), Карабах, Армения, Курдистан, Диярбекир, Ирак, Луристан, Фарс, Кирман. Столица государства находилась в Тебризе.
Главным врагом Ак Коюнлу после побед Узун-Хасана над восточными соседями стала Османская Турция. В течение нескольких лет в Малой Азии и прилегающих к ней районах шла упорная война. В августе 1472 г. армия Узун-Хасана потерпела поражение близ Коньи. (В этой битве пали трое сыновей падишаха). В 1473 г. Узун-Хасан одержал победу над турками близ Малатьи на Евфрате, но в том же году племена Ак Коюнлу были наголову разбиты при Терджане — на одном из притоков Евфрата.
Умер Узун-Хасан в январе 1478 г. во время похода в Грузию. С его смертью сразу обнаружилась внутренняя слабость огромной державы Ак Коюнлу.
После Узун-Хасана осталось пять его сыновей. Со временем между ними было разделение власти над землями, а позже и внутрисемейные распри, приведшие к братоубийственной войне. В 1508 г. одним из сыновей Узун-Хасана был взят Багдад, государство «белобаранников» было окончательно ликвидировано.
Все эти заслуги, завоевания если и принадлежат какому-либо из ныне тюркских народов, то явно не современным азербайджанцам, а туркменам. И об этом говорит вся мировая гуманитарная наука. Кроме азербайджанской, разумеется. Кстати, одним из таких туркоманов из Кербеллы (современный Ирак) является поэт Физули, которого турки называют своим, а азербайджанцы своим поэтом. Любопытно, что Низами, будучи персом, называется азербайджанским поэтом только потому, что родился на территории современного Азербайджана. Но ведь Физули родился на территории современного Ирака, туркоман по происхождению, но тоже для Баку считается «азербайджан-ским». Складывается ощущение, что для Азербайджана не важна национальность. Важно то, что человек тюрок или, как минимум, родился в каком-нибудь уголке современного Азербайджана. Тем не менее, причисляя Конфедерации Ак Коюнлу и Кара Коюнлу, Азербайджанская академия наук своими же руками обрывает логическую цепочку: если предположить, что эти две Конфедерации азербайджанские, то следы династий основателей этих государств (или империй) исходят из Средней Азии. А если так, то каким образом Арцах (Карабах), Республика Армения, да и вообще вся территория современной Республики Азербайджан, могут быть азербайджанскими историческими территориями? Быть может, по этой причине Азербайджан не торопится ставить памятники на своей территории ни Узун-Хасану, ни Кара-Юсуфу? Причины могут быть две: логический провал «теории автохтонности» азербайджанцев и возможный научно-исторический скандал с Туркменистаном, чьими «национальными героями» являются данные персонажи и конфедерации. Впрочем, вероятнее первый вариант, т. к. национальная принадлежность никогда не беспокоила азербайджанскую академнауку, если необходимо для этого кого-то «обазербайджанить». Низами и Бабек – ярчайшие примеры правоты автора этих строк.

Вадим Арутюнов
Автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *