
Наша собеседница — человек удивительно многогранный. Представляя ее читателям, поражаешься: как можно успевать и уметь столько? Итак. Ася Амбарцумовна Компаниец — директор детской школы искусств № 6 им. Г.В. Свиридова, лучший работник культуры Ростовской области, заслуженная артистка Дагестана и Ингушетии, руководитель штаба Ростовского регионального патриотического движения «Дороги Славы — наша история», член штаба Народного фронта Ростовской области, председатель регионального общественного совета проекта ЕР «Историческая память» партии «Единая Россия» по Ростовской области, ветеран боевых действий в Сирийской арабской республике, художественный руководитель концертного ансамбля «Успех» Окружного дома офицеров ЮВО, студенческого ансамбля в РГУПСе.
— Расскажите, что привело вас к идее «Дорог славы»?
— Все просто: мои корни. Я внучка двух ветеранов Отечественной войны, хотя ни одного из них не застала. Мой армянский дед погиб на Брянщине в 1943, ему было 29 лет. А мой украинский дед дошел до Праги как фронтовой шофер. Умер он в 1973 году, до моего рождения. Но мои мама и папа — дети войны, и я с детства слышала о войне из первых уст. Я поздний ребенок, и целое поколение моих родных, уже находившихся в мудром возрасте, смогло передать мне историческую правду. Меня воспитывали в любви и уважении к разным нациям и национальностям. Так и получились «Дороги славы».
— Можно чуть подробнее об этом движении?
— Основной костяк движения — студенты РГУПСа, но не только, приходят отовсюду неравнодушные люди. За время существования акции «Дороги славы — наша история», а в этом году ей исполнится десять лет, мы проехали семь государств: Армения, Грузия, Беларусь, Словакия, Сербия, Венгрия, Польша. Плюс 29 субъектов Российской Федерации. Во всех городах, на всех объектах ребята снимают исторические дневники. Вообще ребята делают практически все сами, это народная молодежная инициатива. Мы не грантовый проект, но между тем движению «Дороги славы» уже восемь лет.

И я хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто идет нам навстречу, и особенно армянской общине Ростова-на-Дону. Они нам очень помогают, Арутюн Арменакович Сурмалян активно участвует в нашей жизни.
ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ
— А как по вашему ощущению, готова ли молодежь к восприятию информации? Со времен Великой Отечественной войны прошло ведь 80 лет. Для молодого поколения эти события могли уже уйти как бы в общий исторический багаж, сравняться с Первой мировой в восприятии, другими вехами.
— Да, такое ощущение иногда возникает. Но проблема не в них, а во взрослых, которые допустили эти пробелы. Страны Запада с 1991 года разрушали нашу историческую память, пытаясь сделать из поколения, рожденного после распада СССР, биороботов, которыми легко управлять. Когда есть исторические корни, наследие, это прививка против исторического беспамятства. А детям создавали искусственное пространство на основе Marvel, Голливуда и прочих идеологических разработок. Это ведь не просто развлечения. Посмотрите «Трансформеров», там персонаж Бамблби говорит, что он «в сорок пятом брал Гитлера». Настолько уже со стороны Запада углубились в подчищение нашего исторического восприятия!

Естественно, что это дети, рожденные без идеологии. Есть и еще один перекос, как мне кажется. Мы говорим с молодежью о Великой Отечественной и теперь о СВО. А между ними? Есть огромный пласт событий за эти 80 лет, о котором знаний дают мало. И у людей складывается ощущение недопонимания, провала. К нам приходят очень разные дети из разных регионов с очень разным ощущением мира. И мы работаем с ними через погружение, реконструкцию событий, задействуем искусство (я ведь им буквально живу, это мой инструмент), национальную культуру. Знаете, мы в рамках «Дорог славы» в 2019 году доехали до Освенцима. 30 человек ребят вернулись из этой поездки совершенно другими людьми. Им не надо даже рассуждать на тему, что фашизм это плохо. У них есть четкое понимание.
ВОСПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ
— А что именно вы делаете для освещения того периода советской истории, о котором упоминали выше?
— В 2019 году у меня появилась идея создать форум «Миротворчество поколений в исторической памяти Российского государства».
— Чему он посвящен, более конкретно?
— Всем миротворческим процессам СССР и России. Давайте посмотрим на яркий пример. 28 июля 1944 года советские войска выгнали за пределы Советского Союза фашистско-немецкие войска. Они могли остановиться? Да. Для них война была окончена. Вместо этого они идут освобождать Европу. Не захватывать, как утверждают некоторые. У России достаточно своих территорий, а у Советского союза их было еще больше. Нам не нужны чужие земли. Они шли освобождать Европу от фашизма и нацизма. Какие процессы были бы с европейскими странами, если бы не это? Здесь на Поволжье люди недоедали, а там население освобождаемых территорий трижды в день кормили, военная администрация давала полную свободу в смысле национальных праздников, религиозных отправлений и так далее. Им создали все условия, даже тем, кто вторгся к нам и убил 27 миллионов жителей СССР.
Мне хотелось эту историю показать молодому поколению. Партия «Единая Россия» поддержала мою идею. В 2019 году состоялся первый форум, в котором участвовали представители Сербии, Армении, Беларуси.
— Какие задачи этот форум преследует?
— Не допускать фальсификации истории, это главная наша задача. Плюс мы хотели создать — и создали — общественную площадку для всех неравнодушных людей, у которых болит сердце за историю, за мир, за дружбу, за какие-то общественные процессы. И в прошлом году, несмотря на все сложности и ограничения, на форум прибыли 29 иностранных гостей из одиннадцати стран мира. В том числе шесть человек из Германии. Абхазия, Армения, Сербия, Беларусь, Польша, Кыргызстан. На форум приехали свидетели всех событий новой истории. Абхазы рассказали про миротворческие войска России, как наши ребята смогли удержать ситуацию. Вышли представители Таджикистана, рассказали о происходившем в 1991 году. Афганистан, Чечня… Участники говорили обо всех миротворческих миссиях, и все это, как бусы, нанизывалось на временную нить как раз после Великой Отечественной.
— Многие из исторических событий, о которых вы говорите, до сих пор вызывают споры.
— Спорить можно сколько угодно. Но есть память. Не зря же и в христианской традиции, и в мусульманской воин, павший за Родину, приравнивается к святым, попадает в рай. Не говорить о тяжелых событиях, щадить молодежь — слабая позиция. Не надо щадить. Надо, чтобы страшные вещи не повторялись в будущем.
Сейчас к нам на форум приезжают историки масштаба каналов «Звезда» и «Победа», например, Александр Макушин, Дмитрий Суржик. Те, кто и хорошо владеет информацией, и умеет захватывать аудиторию. Надо помогать молодежи разбираться!
На мой взгляд, нужно усиливать и разъяснение межнациональных вопросов сегодняшним молодым людям. У нас огромный многонациональный народ, мне кажется, не совсем правильно использовать в общественной риторике только сочетание «русский народ». Я очень люблю Россию, она моя мама, я готова за нее выйти и погибнуть. Но надо уважать все национальности.
— Вы сказали, что искусство это ваш инструмент. Как вы его используете?
— Я им живу. И к патриотической теме я пришла не сейчас, когда это стало модно. Искусство стало для меня частью работы по сохранению исторической памяти. Не так давно мы с представителями национально-культурных автономий и общественных организаций области ездили в интернациональную воинскую бригаду в Донецк, проводили там концерт, приуроченный к празднику Навруз. Звание ветерана боевых действий у меня потому, что мы выступали и в Сирии, когда там была горячая фаза. Я награждена медалью имени Александрова, вручаемой военным музыкантам. Это все проходит через всю мою жизнь. А мои ученики — моя гордость. Я вижу их стоящими рядом с Президентом, и я испытываю счастье
ОЩУЩЕНИЕ ЛЮБВИ И ПОДДЕРЖКИ
— К слову о национальном вопросе… Вы чувствуете себя армянкой?
— Я не знаю языка, традиции — косвенно. Но чем старше я становлюсь, тем сильнее ощущаю свою национальную принадлежность.
У армянского народа есть ведь потрясающая черта — народ никогда не бросает своих. Мой пример — доказательство. Моего отца нет с нами уже пятнадцать лет, но ощущение отцовской поддержки я продолжаю ощущать, уже от народа. Меня поддерживают в моих инициативах, никогда не оставляют в беде, я всегда могу положиться на соотечественников.
Когда я приехала в Ереван и в Гюмри, мы выступали с ансамблем на военной базе. Я была с сыном. И вот один из старейшин в Гюмри спросил моего сына: «У тебя есть дедушка?». Мой сын ответил, что, к сожалению, дедушка уже умер. И тогда старейшина ответил: «Значит, я буду твоим дедушкой». У армян нет понятия «чужой». Нет забытых брошенных стариков, нет брошенных детей.
— То же самое у евреев. Возможно, потому, что оба народа пережили геноцид.
— Это два древнейших народа, которым пришлось испытать множество горестей. Мы знаем, какой была огромной историческая территория Армении, и что есть сейчас. Мы знаем, что большая часть армян живет за пределами Армении. Это трудоспособный, добросердечный народ. Недаром Екатерина переселила армян на Дон, она понимала, что если они придут, будет земледелие, будут новые хозяйственные процессы, животноводство. Это стратегическое решение. Мои земляки, живущие здесь почти 300 лет, ни разу не подвели Россию. Они присутствуют везде, в том числе и во власти. Это люди честные и очень принципиальные. Я это говорю не потому, что я армянка. Я по работе знаю — если я общаюсь с общиной и что-то не так, то мне сразу скажут в лицо, посоветуют, как правильнее. Никаких подковерных игр. Я думаю, что исторические сложности дали мудрость народу. Он старается сохранить себя, не подвести тех, с кем живет рядом.
Я горжусь своими историческими корнями. Своих детей я возила и в Ереван, и когда-то, еще до 2014 года, в Киев.
Мы все знаем о героизме армянского народа, о пяти маршалах Победы, эти люди были из простых семей, отдаленных уголков. Но сколько они сделали для своей страны, для ее свободы!
— И в освобождение Ростова огромный вклад внесли Мадоян, Баграмян.
— Ростов не покорился, как мне кажется, во многом благодаря многонациональному братству. Я много езжу по стране, и не всем так везет, в других субъектах другие процессы, связанные с национальным разнообразием. Иной менталитет. Мы встречаем гостей с хлебом-солью, стараемся уважать и религии, и традиции. Мы привыкли к одной большой семье, но такое есть не везде в подобной степени. Я бы сказала, это региональная особенность.
И еще раз скажу: я очень благодарна армянской общине за усилия в области сохранения исторической памяти. Работа просто огромная! И очень радует, что в этой работе активно задействован и Донской союз армянской молодежи. Они участвуют во всех наших международных конференциях, в мероприятиях. Заинтересованная и понимающая молодежь — это наша надежда.
— Что бы вы сказали от себя армянской аудитории?
— Я вас люблю, бесконечно благодарна Богу, что я ребенок большой любви, я ощущаю любовь армянского народа. Благодарю за помощь и поддержку, верю, что Бог нас всех хранит, защищает своим крылом. Мир всем домам, света и добра!
Интервью вела
Янина ЧЕВЕЛЯ